Брянск - административный, промышленный и культурный центр Брянской области, входящей в РСФСР, находятся в 382 километрах южнее Москвы.
Древний русский город Брянск занимает весьма выгодное географическое положение. Он раскинулся на большой площади по берегам полноводной Десны. Правый берег ее, очень крутой, был удобен для обороны, высота его достигает 55-65 метров.
Перед взорами проезжающих Брянск встает возрожденным промышленным городом, окруженным садами и лесами.
В далекие времена вокруг Брянска были непроходимые дремучие леса, дебри. Отсюда и пошло древнее название города - Брынь, Дебрянск, Брянск. Выбор места для города был связан с благоприятными географическими условиями для его защиты от врагов. Подступы к Брянску с востока и юго-востока преграждались Десной и двумя ее притоками - Болвой и Снежетью, впадающими в Десну около города. Территория Брянска изрезана глубокими оврагами (судками), а вокруг были непроходимые густые леса. Все это способствовало превращению города в крепость, в важный оборонный пункт.
Брянск всегда занимал удобное в стратегическом и торговом отношении положение между Москвой и Украиной, между севером и югом Европейской части России. На протяжении более чем восьми столетий своего существования он играл значительную роль в обороне Москвы как важный стратегический пункт на ее юго-западных подступах. Жители Брянска принимали активное участие в защите южных границ Русского государства от набегов татар, от польских, литовских, немецких захватчиков. Брянские леса и до сих пор остаются союзниками жителей города. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские войска с их богатой военной техникой не смогли овладеть брянскими лесами. В дни войны хозяевами в этих лесах были брянские партизаны.
Брянск является одним из крупнейших узлов железных и шоссейных дорог. После постройки в 1868 году первой на Брянщине Риго-Орловской железной дороги, проходящей через Брянск, а затем железнодорожной линии Москва-Киев-Одесса Брянск стал развиваться еще быстрее. Через него стали активнее осуществляться связи центральных промышленных губерний с портами Балтийского я Черного морей, с обширным внутренним рынком, с Донецким угольным и Криворожским железорудным бассейнами.
Из Брянска сейчас идут железнодорожные линии в семи направлениях - на Москву, Вязьму, Киев, Харьков, Орел, Смоленск, Гомель. Через Брянск проходит асфальтированная дорога на Орел, Смоленск и Витебск. Возле города проходит газопровод Дашава-Киев-Брянск-Москва, а в шестой пятилетке будет построен газопровод Шебелинка-Харьков-Орел-Брянск и нефтепровод Куйбышев-Брянск. Следовательно, Брянск станет крупным узлом трубопроводного транспорта и распределительным пунктом нефтепродуктов и газа.
С ростом экономики города непрерывно росло и его население. Так, в 1861 году в Брянске числилось всего лишь 13 тысяч жителей, в 1888 году - 20 тысяч, в 1897 году - 24,5 тысячи, в 1913 году - 30,7 тысячи, в 1926 году - 44,3 тысячи, в 1939 году - 87,5 тысячи, а в 1956 году, после объединения с Бежицей, стало 185 тысяч человек.
История города Брянска уходит в далекое прошлое. Брянск принадлежит к числу древних русских городов. В Ипатьевской летописи он впервые упоминается под 1146 годом, а селиться здесь славяне начали гораздо раньше.
Древний Брянск располагался на Покровской и Петровской горах. На Покровской горе и находился древний Брянский кремль. Здесь сейчас стоит один из древнейших памятников Брянска - Покровский собор, в здании которого размещен государственный архив.
Первым брянским князем был Роман Михайлович, а затем его сыновья Михаил и Олег. С 1159 по 1167 год Брянск входил в состав Вщижского княжества (Вщиж - древний русский город, расположен в 40 км от Брянска в нынешнем Жуковском районе, был полностью разрушен татарами в 1238 году). В то время от Вщижа по Десне татары прошли на юг и подвергли страшному разрушению Брянск и Карачев.
В 1167 году Брянск был включен в Черниговско-Северское княжество и находился в его составе более 100 лет. После нашествия Батыя (татар) центр Северско-Черниговского княжества был разрушен, в связи с этим князь Роман Михайлович переехал в город Брянск. С этого времени Брянск становится центром княжества, быстро растет и укрепляется. Он служил оплотом борьбы русских против Литвы. Литовские захватчики несколько раз пытались овладеть Брянском, но каждый раз терпели поражение.
Брянское княжество в этот период занимало обширную территорию. В него входила значительная часть теперешних Черниговской, Орловской и Курской областей.
В 1309 году у стен Брянска произошла ожесточенная битва с татарами. Татарам удалось временно ворваться в Брянск и подвергнуть его грабежу и страшному разрушению.
В результате длительных войн Брянское княжество все больше приходило в упадок. Воспользовавшись ослаблением и внутренними раздорами, в 1356 году литовские войска, в период княжения Ольгерда, после продолжительной борьбы заняли Брянск. 144 года Брянск был под властью Литвы, а затем с 1385 года - под властью Литовско-Польского объединенного государства.
Жители Брянщины в период литовско-польского владычества не теряли надежды на объединение с русскими землями. Они требовали союза с Москвой. От невыносимо тяжелых условий и национального унижения многие жители края уходили в земли Московского княжества.
Во второй половине XV века между Московским государством и объединенным Польско-Литовским государством началась многолетняя борьба. Московский великий князь Иван III в то время энергично проводил политику объединения русских земель. В это время на Брянщине особенно усиливалось тяготение жителей к Москве и укреплялись с ней торговые связи.
Прекрасно понимая значение выгодного положения Брянска, как военно-стратегического пункта и торгового центра, московский князь Иван III Васильевич посылает войска для борьбы за освобождение Брянска. В 1500 году московский воевода Яков Захарьевич Кошкин с большой армией подошел к Брянску. Польско-литовский наместник Барташевич пытался организовать отпор московским войскам, обратился к жителям города за помощью. Но население Брянска и окрестных мест не стало воевать против своих единокровных братьев, а, наоборот, выступило им на помощь. Русские войска при активной вооруженной поддержке посадского населения города в течение одного дня овладели Брянском. Польско-Литовский наместник Барташевич был захвачен в плен, часть бояр, поддерживавших поляков и литовцев, была перебита. Сбылась многовековая мечта брянцев о вступлении в могучее Русское государство. С тех пор Брянск стал навсегда русским городом, опорным пунктом на юго-западе Московского государства.
Занимая пограничное положение в Московском государстве, Брянск и в дальнейшем часто подвергался нападениям со стороны польских и литовских панов и татар. Поэтому Московское государство постоянно проявляло заботу об укреплении Брянска. Московское государство упорно отстаивало Брянск, понимая важное значение его для обороны и торговли. Во второй половине XVII века Брянск был заново отстроен, стал уездным городом Московского государства.
В борьбе против врагов Родины неоднократно совершали ратные подвиги жители Брянщины. Они участвовали в борьбе против хозар, в легендарных походах Святослава, в 1186 году сражались пропив половцев на реке Каяле. Князь Дмитрий Брянский был одним из соратников Дмитрия Донского в его битве с Мамаем на Куликовом поле. Из Брянска вышел герой этой битвы Александр Пересвет. В знаменитой Грюнвальдскюй битве 1411 года брянцы показали себя храбрыми и умными воинами. Шведский король Карл XII бежал от брянских партизан из-под Трубчевска. Брянцы били войска Наполеона под Мглином.
В 1648-1653 годах Брянск служил главной базой Московского государства в установлении связей и оказании братской помощи украинскому народу в его борьбе за национальную независимость против панской Польши. Через Брянск шли связи и помощь Русского государства, когда решался вопрос о воссоединении Украины с Россией.
В 1653 году сбылась вековая мечта братского русского и украинского народов. Они стали вместе навеки. После воссоединения Украины с Россией Московское государство еще более окрепло, его границы расширились. В связи с этим Брянск стал терять свое военно-сторожевое значение. Прекратились набеги на Брянск поляков, литовцев и татар. Начался для жителей края период мирной жизни.
С этого времени началось экономическое оживление Брянщины. Брянск становится крупным торговым городом. На Свенскую ярмарку, что в четырех километрах от Брянска, приезжали купцы из Москвы, Ярославля, Калуги, Тулы и других городов России.
В Брянске неоднократно бывал император Петр I. В памятной записке Свенского монастыря отмечено: "Император Петр I изволил пребывать в этом монастыре, почему нарочно для пребывания его была устроена каменная келья... Во время же его, государя, пребывания дано знать, что Гетман Мазепа изменил; посему изволил он, государь, отлучиться к Полтаве и, получа над врагом победу, обратно заезжал и служил молебен".
Во время войны со шведами Петр I выбрал Брянск как один из важных опорных пунктов. По его указанию город был заново укреплен. В Брянске был учрежден арсенал, построена судоверфь, которая в 1737-1739 годах выпускала боевые гребные суда.
В 1709 году указом Петра I была образована Киевская губерния, в состав которой вошел Брянский уезд и город Брянск, а в 1778 году Брянск был включен в Орловскую губернию.
В XVII веке в брянских лесах по многим рекам, в том числе в бассейне Десны и Болвы, была обнаружена железная руда. На базе местных руд и древесного угля в нашем крае стали появляться рудники и металлообрабатывающие заводы. Так, в 1743 году брянский купец Никулин недалеко от Брянска построил молотовый завод на реке Крапивне. В 1752 году вблизи Брянска возникает Радицкий чугунолитейный завод. В 1769 году в непосредственной близости от Радицкого чугунолитейного завода Мальцевым был построен вагоностроительный завод. Здесь было налажено производство и других машин.
В 1873 году капиталисты П.И. Губонин и В.Ф. Голубев недалеко от Брянска основали завод по производству железнодорожных рельсов, который сразу же занял видное место в русской промышленности. С 1880 года этот завод стал выпускать вагоны, с 1890 года - паровозы, а с 1908 года - краны. В восьмидесятых годах прошлого века Брянский завод по производству металла занимал второе место в России (после Путиловского), а по производству стальных рельсов не имел себе соперников. В связи с ростом машиностроения на заводе возникает производство чугуна.
В XIX веке, особенно после отмены крепостного права, началась у брянских капиталистов "промышленная горячка". Они стали строить крупные и мелкие промышленные предприятия - машиностроительные и лесопильные заводы, крупорушки, канатные фабрики и т.д.
25 января 1783 года качалось строительство в городе Брянске литейного двора с мастерскими. Строительные работы велись около пяти лет. В 1785 году здесь отлили две первые медные пушки. С этого времени Брянский завод (ныне завод дорожных машин) почти сто лет изготовлял медные пушки. В 1882 году предприятие перешло на выпуск стальных пушек. До 1917 года Брянский завод производил продукцию исключительно для артиллерии.
Главными хозяевами в промышленности и торговле Брянска, хозяевами города были миллионеры Баженов, Губонин, Комаров, Мальцев, Мартынов, Могилевцев и другие. Они нещадно эксплуатировали рабочих. Условия работы на заводах и фабриках города были очень тяжелые. Так, например, на канатной фабрике Мартынова рабочий день начинался в 4 часа утра и кончался только в 7 часов вечера. Широко применялся детский труд.
На крупнейшем предприятии города (Арсенале) рабочим приходилось трудиться в тяжелых условиях. Преобладал ручной труд. Совершенно не уделялось внимания вопросам охраны труда я техники безопасности. Низкая организация труда, плохое освещение в цехах приводили к увеличению числа несчастных случаев и потере зрения. Рабочий день длился 10-12 часов. Начинался он обычно с 6 часов утра и кончался в 6 часов вечера. Тяжелые условия труда, низкая заработная плата приводили к тому, что рабочие стали все чаще и чаще выражать свое недовольство и искать выход из этого положения.
Промышленный подъем повлек за собой усиление эксплуатации трудящихся. Условия труда на фабриках и заводах города все ухудшались, рабочие получали очень низкую заработную плату. Годы промышленного подъема сменялись годами кризиса. Все это сказывалось на положении рабочего класса. Страшным бичом рабочих была безработица.
Жестокая эксплуатация, политическое бесправие, тяжелые условия жизни, штрафы и обсчеты заставляли рабочих сообща искать выход из создавшегося невыносимого положения. По мере роста классового самосознания усиливается на Брянщине борьба рабочих против эксплуататоров и существующего строя.
В 1897 году в Брянске и Бежице создаются первые социал-демократические кружки. На Брянском паровозостроительном заводе студент Кравцов (впоследствии погиб в ссылке в Вологодской губернии) организовал кружок из наиболее передовых рабочих.
В 1901 году создается Орловско-Брянский комитет РСДРП, который проводит большую революционную работу среди рабочих города и уезда. Он был одной из крупных организаций нашей партии. Организатором и руководителем комитета являлся Иосиф Федорович Дубровинский. Большевики являлись подлинными руководителями революционной борьбы рабочих и крестьян на Брянщине в бурные дни первой русской революции 1905-1907 годов.
Широкая деятельность комитета РСДРП привела к тому, что стачечным движением в период революции были охвачены почти все промышленные предприятия Брянска, Бежицы и Мальцевского промышленного округа.
После поражения революции 1905 года, в период столыпинской реакции, большевики ушли в подполье и продолжали вести подпольную революционную работу среди трудящихся Брянска.
События на Ленских золотых протоках в 1912 году послужили сигналом для нового революционного подъема на Брянщине. Он особенно расширился с начала первой мировой империалистической войны. В 1916 году вспыхнула крупная забастовка на Брянском паровозостроительном заводе, которая продолжалась более двух месяцев. В годы империалистической войны Орловско-Брянский комитет РСДРП(6) все шире развертывал среди трудящихся Брянщины разъяснительную работу, раскрывая империалистический характер войны, призывая рабочих и крестьян к борьбе против войны, за превращение войны империалистической в войну гражданскую, против самодержавия.
После свержения самодержавия в феврале 1917 года еще более усилилась революционная борьба в Брянске. 1-2 марта 1917 года была распущена городская полиция. Началось формирование городской милиции.
Наряду с буржуазной властью в Брянске и уезде с первых дней Февральской революции были повсеместно организованы Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако в Советах имели большое влияние меньшевики и эсеры. Поэтому по пути от февраля к октябрю 1917 года перед большевиками Брянщины стояла труднейшая задача по завоеванию большинства в Советах.
Большевики Брянска взяли на себя инициативу в решении главного вопроса - вопроса о власти. Местные партийные организации горячо одобрили Апрельские тезисы В.И. Ленина. В разгар борьбы за переход власти в руки пролетариата в Брянск возвращается из царской ссылки известный революционер Игнат Иванович Фокин, который до ссылки много лет проработал на Брянщине.
11 сентября 1917 года в исполком Брянского Совета было избрано большинство большевиков. Председателем был избран большевик Игнат Иванович Фокин. Большое влияние на революционное движение оказала брянская городская партийная конференция, проведенная 24-25 сентября 1917 года, которая определила конкретные текущие задачи трудящихся Брянщины.
20 октября 1917 года Брянский Совет избрал Революционный центр под председательством И.И. Фокина. Вся полнота гражданской и военной власти в городе перешла в руки Революционного центра.
7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года восставшим народом под руководством Коммунистической партии в Петрограде было свергнуто буржуазное Временное правительство.
Известие о победе Великого Октября пришло в Брянск ночью 25 октября 1917 года, а уже на следующий день трудящиеся Брянска читали в газетах обращение большевиков "К гражданам России", в котором сообщалось о победе пролетарской революции в Петрограде, о том, что буржуазное Временное правительство свергнуто и государственная власть перешла в руки Советов. С восторгом и одобрением трудящиеся Брянщины встретили весть о том, что Второй съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов принял декреты о мире, о земле, образовал Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.
По приказу Брянского революционного центра 7 ноября 1917 года отряд красногвардейцев занял городскую почту и телеграф. В Брянске была установлена Советская власть. Контрреволюционные силы не решились выступить против большевиков, опиравшихся на военный гарнизон и поддерживаемых широкими массами трудящихся.
Большевики Брянска сразу же приступили к организации Советской власти в городе. Был укреплен Военно-революционный комитет, расширены его права.
Помимо военных мероприятий, революционный комитет проводил большую работу по сплочению рабочих и беднейшего крестьянства вокруг Советской власти, приступил к осуществлению экономической программы. Был установлен рабочий контроль на фабриках и заводах города, национализированы банки, развертывалась конфискация помещичьей земли.
В 1918-1919 годах интервенты и белогвардейцы захватили донецкий уголь и криворожскую руду. Брянские заводы были лишены сырья и топлива. Преодолевая огромные трудности, брянские рабочие с честью выполняли возложенные на них задачи, мобилизовали и использовали все имеющиеся местные ресурсы, заготавливали топливо, собирали железный лом, чтобы ковать оружие. Все в то время жили и работали для фронта, для победы над ненавистным врагом.
С запада на Брянщину шли немецкие полчища, занявшие в то время Злынку, Новозыбков, Клинцы, Унечу и Стародуб, а 13 октября 1919 года белогвардейские войска под командованием генерала Деникина захватили Орел. Враг, рвался к Туле и Москве. Нависла непосредственная угроза Брянску. По призыву Брянского комитета партии и уездного исполнительного комитета сотни и тысячи брянцев уходили на фронт громить белогвардейцев и иностранных интервентов. В Брянске в эти дни стояла и формировалась 14-я армия, которая немедленно отправилась на Орловский фронт. Утром 20 октября 1919 года 13-я и 14-я армии с боями освободили город Орел. Враг был изгнан из наших краев.
Вскоре окончилась гражданская война. Трудящиеся Брянщины приступили к мирному труду, начали восстанавливать промышленность, сельское хозяйство и культурно-бытовые учреждения.
Чтобы приблизить и улучшить руководство промышленностью, сельским хозяйством и культурным строительством, быстрее залечить раны, нанесенные войной, 1 апреля 1920 года Совет Народных Комиссаров РСФСР образовал Брянскую губернию. Прежний небольшой уездный город Брянск стал центром крупной промышленной губернии. В Брянске были созданы губком партии, губернский исполнительный комитет и губсовнархоз.
За годы Советской власти коренным образом изменился экономический и культурный облик Брянска. В предвоенные пятилетки были полностью реконструированы ранее действовавшие предприятия, причем некоторые из них были так расширены и обновлены, что от прежнего остались только старые названия. Многие предприятия в Брянске были построены вновь, среди них - сталелитейный завод, завод силикатного кирпича, Брянская районная электростанция (БРЭС), мясокомбинат, швейная фабрика, фосфоритный завод, предприятие противопожарного оборудования, хлебозавод, кондитерская фабрика, кирпично-известковый комбинат, элеватор, завод "Лесохимжир" и другие.
Промышленность Брянска увеличилась в несколько раз. Об этом свидетельствуют такие данные: если в 1934 году валовая продукция всех предприятий города составляла 47 миллионов рублей, то уже в 1940 году она была равна 200 миллионам рублей в год.
В городе в предвоенные годы было построено большое количество жилых домов, клубов и других культурно-бытовых и административных зданий. Так, например, в 1916 году в Брянске было всего 2000 домов, а в 1940 году их стало 6900.
В 1926 году в городе были построены Дом Советов и драматический театр на 1200 мест. В эти же годы построено большое количество многоэтажных жилых домов.
Трудящиеся города переселялись в благоустроенные квартиры.
В Брянске в несколько раз увеличилась сеть школ, клубов, библиотек, больниц. В 1930 году начались занятия в Брянском лесохозяйственном институте. На базе механико-технического училища был создан строительный техникум. Были вновь организованы железнодорожный, педагогический, музыкально-художественный, медицинский техникумы. В школах города обучалось около 20 тысяч детей, а в вузах и техникумах более трех тысяч юношей и девушек.
Трудящихся города обслуживали 200 магазинов и ларьков, много столовых, кафе и закусочных, шесть почтово-телеграфных отделений, телефонная станция на 1600 номеров.
Горой жил полнокровной жизнью. Но 22 июня 1941 года фашистские варвары начали войну против СССР. В Брянске немедленно было объявлено военное положение. Мирный труд советских людей был нарушен. С первых дней войны над Брянском стали появляться вражеские самолеты. Первые фашистские бомбы упали на город уже в начале июля.
В городе приводились в боевую готовность все силы и средства местной противовоздушной обороны, принимались меры по усилению охраны заводов, фабрик, коммунального хозяйства, железнодорожных сооружений и путей. Война потребовала немедленной перестройки всей экономики на военный лад. Брянцы своими трудовыми подвигами помогали ковать победу над врагам. "Все для фронта, все для победы!" — было девизом трудящихся в эти дни. Многие жители города ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать родину. Вместе со всей страной Брянск стал бойцом за независимость нашего отечества.
Фашистские полчища стремились молниеносно закончить войну, они рвались к столице нашей родины - Москве. Их путь к Москве шел и через Брянск. На Брянск была брошена лучшая гитлеровская армия под командованием генерала Гудериана.
Вечером 14 августа 1941 года над Брянском раздался гул бомбовых разрывов. В этот вечер фугасными и зажигательными бомбами враг разрушил и ожег значительную часть города. Вместо красивых многоэтажных зданий остались коробки в груды развалин. 31 августа 1941 года фашистские варвары повторили массовый воздушный налет на Брянск, пытаясь завладеть городом. Они были озлоблены тем, что советская армия вот уже около двух месяцев дает сокрушительный отпор фашистам на русской реке Десне. Гудериан в сентябре 1941 года со стороны Почепа несколько раз бросал на Брянск лучшие свои танковые части. Но все фашистские атаки нашими славными воинами успешно отбивались.
Видя несокрушимую крепость на берегах Десны в районе Брянского лесного массива, немецкие войска решили форсировать Десну в степной часта, в районе гор. Севска, на границе Российской и Украинской республик. С 1 октября 1941 года оккупанты через Севск, Комаричи, Дмитровск, Кромы двинулись на Орел. 3 октября ими был занят Орел. Брянск оказался окруженным с трех сторон. Из города оставался выход только на север. Из Брянска уходили последние группы жителей, с болью в сердце они расставались с родным городом. 7 октября 1941 года после ожесточенных боев нашими войсками был оставлен Брянск.
Оккупантам в городе не были оставлены промышленные предприятия. В августе-сентябре 1941 года вглубь страны было отправлено оборудование промышленных предприятий, техника МТС, скот, паровозы и подвижной состав железнодорожного транспорта. Вместе с оборудованием, техникой и имуществом уезжали рабочие, колхозники, служащие и их семьи.
В Брянске фашистские варвары почти в течение двух лет проводили режим насилия и террора, грабили и убивали советских людей. Свыше 50 тысяч советских граждан Брянщины замучили и казнили фашистские изверги. Но наш народ не покорился захватчикам.
По призыву Коммунистической партии о развертывании партизанской борьбы в тылу врага тысячи патриотов нашего края пошли в партизанские отряды. Здесь были рабочие и колхозники, служащие, люди разных возрастов и профессий.
В эти незабываемые дни ожили и приумножились бессмертные героические традиции русского народа. Брянские леса, как и в далеком прошлом, явились "зеленой крепостью" нашего государства. В брянских лесах было сформировано большое количество партизанских отрядов. Армия народных мстителей Брянщины насчитывала в своих рядах несколько десятков тысяч отважных сынов и дочерей народа, которые, не щадя своих сил и жизни, боролись против гитлеровских захватчиков.
Партизанское движение на Брянщине возглавили партийные организации. Организаторами и руководителями партизанских отрядов и бригад явились коммунисты. С каждым днем росли ряды народных мстителей, крепли их удары по врагу, росло их воинское мастерство.
Подпольный горком партии назначил командиром Брянского отряда секретаря горкома Д.Е. Кравцова, а после его гибели возглавлять отряд был поставлен житель города коммунист М.И. Дука, впоследствии выросший до генерала Советской Армии, Героя Советского Союза.
Брянский партизанский отряд позднее стал героической партизанской бригадой, наносившей удар за ударом по врагу. Партизаны громили вражеские тылы в окрестностях города, разрушали пути сообщения и средства связи, пускали под откос немецкие эшелоны, жгли воинские склады, взрывали мосты и уничтожали противника. Партизанская бригада все время держала под ударом железнодорожные линии Брянск-Навля, Брянск-Карачев, Брянск-Почел, Брянск-Людиново, Брянск-Зикеево, a также и шоссейные дороги этих районов.
Партизанские удары по тылам врага сливались с мощными ударами Советской Армии на Брянском фронте.
17 сентября 1943 года вошло в историю Брянска светлой, радостной страницей. Продолжая развивать наступление и сломив сопротивление противника, войска Брянского фронта под командованием генерала М. М. Попова при поддержке партизан успешно форсировали реку Десну, одновременными ударами с севера и востока 17 сентября 1943 года овладели городом Брянском.
В боях за освобождение Брянска отличились 197-я, 273-я, 323-я стрелковые дивизии, 3-я гвардейская истребительная и 313-я бомбардировочная авиационные дивизии, 140-я и 277-я инженерные части, 74-й и 310-й гвардейские минометные полки, которым присвоено наименование "Брянских". В борьбе за освобождение Брянска активно помогали воинам Советской Армии партизанские отряды.
Жители города радостно приветствовали своих освободителей. Вскоре состоялся многолюдный митинг бойцов и, командиров, участвовавших в битве за Брянск совместно с населением, посвященный освобождению города от фашистских захватчиков.
Страшная картина разрушений встала перед глазами освободителей Брянска. Всюду были видны разрушенные дома, пепелища. Немецко-фашистские оккупанты за два года своего хозяйничанья уничтожили почти все промышленные предприятия, железнодорожный узел, электростанцию, коммунальное хозяйство, мосты, больницы, школы, детские сады и ясли, драматический театр и кинотеатры, клубы, радиоузел, сожгли книжные фонды библиотек города, взорвали магазины и другие культурно-бытовые учреждения. Было уничтожено более 60 процентов жилого фонда. Опустевший Брянск утопал в темноте. Не работал водопровод.
Еще шли на окраинах города бои, а в центре началась кипучая созидательная работа: разбирались валы, расчищались улицы. Воодушевленные героическими победами Советской Армии, жители начали восстанавливать свой родной город. При помощи партии и правительства восстанавливались промышленные предприятия, транспорт, коммунальное хозяйство, учреждения культуры. Все меньше и меньше оставалось следов войны. Разоренный город вновь оживал.
5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Брянская область. С этого времени темпы восстановления хозяйства и культуры города заметно усилились. Брянск стал административным центром крупной индустриальной области.
На месте бывшего механического завода имени С.М. Кирова возник крупный завод дорожного машиностроения, который сейчас выпускает прицепные автогрейдеры, дорожные фрезы, бульдозеры, битумные плавильни, асфальтоукладчики, асфальтосмесители, автопогрузчики, многоковшовые погрузчики, кусторезы.
Вновь осветились яркими огнями цехи швейной фабрики имени И.В. Сталина. На прежнем месте заново воздвигнуты производственные корпуса Брянского мясокомбината. Возрожден кирпично-известковый комбинат, солодовый и ликероводочный заводы и другие предприятия.
За годы послевоенных пятилеток промышленность Брянска полностью восстановлена и получила мощное дальнейшее развитие.
Послевоенные годы были для Брянска годами второго рождения. В этот период границы Брянска значительно расширились. Ввиду общности в развитии промышленности, задач городского строительства, коммунального и культурно-бытового обслуживания населения Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июня 1956 года Брянск и Бежица объединены в один город - Брянск.
Бежица первоначально возникла в 1873 году под названием Губонино (по имени капиталиста П.И. Губонина, построившего здесь машиностроительный я рельсопрокатный заводы). Город возник вместе с постройкой завода. Бежица расположена в 9 километрах к северо-западу от центра Брянска, при впадении реки Болвы в реку Десну. Железнодорожные, водные, шоссейные пути сообщения хорошо связывают оба города. Они имеют близкие экономические связи. Предприятия между собой кооперируются, дополняют друг друга. Они неразрывно связаны в культурном обслуживании трудящихся. На протяжении всей истории развития революционного движения в обоих городах была одна партийная организация. В настоящее время большой Брянск является крупным промышленным центром Российской Федерации. По численности населения он превосходит тайне соседние города, как Орел, Смоленск, Калуга, Курск.
Промышленному росту Брянска благоприятствует его географическое положение между Промышленным центром и Югом, с которыми осуществляются широкие производственные связи по сырью, топливу и оборудованию. Вокруг Брянска имеются залежи железной руды, фосфоритов, торфа, богатейшие лесные массивы. Все это также будет способствовать дальнейшему развитию нашего города.
Брянск - город металлургов и машиностроителей. В городе много промышленных предприятий. Они дают стране энергопоезда и турбины, дорожные и строительные машины, стальное литье и фосфоритные удобрения, строительные материалы, шерстяные ткани, обувь, одежду, мебель и пианино, широкий ассортимент продовольственных и промышленных товаров.
Промышленность города продолжает расти. Если в 1956 году общий объем валовой продукции промышленности города составлял 1590 миллионов рублей, то по плану на 1960 год выпуск валовой продукции в Брянске должен достигнуть 4 миллиардов рублей, или увеличиться по сравнению с 1955 годом почти в 2,5 раза.
Сейчас в городе строятся: тракторный цех сталелитейного завода, камвольный комбинат, заводы строительных машин, стеклотары, автозапчастей, молокозавод, макаронная фабрика и другие.
В шестой пятилетке значительно расширяются и действующие предприятия. Брянская районная электростанция будет соединена с Московской энергосистемой.
На месте разрушенного вагоностроительного завода имени Урицкого воздвигнуты громадные корпуса завода "Строммашина", который будет выпускать оборудование для цементной промышленности и предприятий промышленности строительных материалов. Со временем на заводе будут введены в действие сталелитейный, чугунолитейный, механический цехи. Предприятие рассчитано на выпуск изделий значительного веса. Так, например, вращающаяся печь для цементной промышленности будет весить 662 тонны, дробилка - 132 тонны.
На предприятиях города выпускаются тепловозы, турбины, энергопоезда, рефрижераторные поезда, специальные вагоны (вагоны-ледники, вагоны для перевозки живой рыбы и т.д.), тракторы, тракторные сеялки, стальное литье, дорожные навесные фрезеры, самоходные грейдеры-элеваторы, автогрейдеры, битумоплавильни, асфальтоукладчики, многоковшовые погрузчики, кусторезы, прицепные смесители, битумные насосы. Значительно возрастет выпуск фосфоритных удобрений, пищевых продуктов, шерстяных тканей, мебели, пианино, оцинкованной и стеклянной посуды, зеркал, трикотажного белья, скобяных изделий, кроватей, детских велосипедов, обуви, швейных изделий, овощных и фруктовых консервов, масла, молокопродуктов, макаронных, кондитерских и колбасных изделий.
Промышленность строительных материалов сосредоточена во всех районах города. Имеются крупный завод силикатного кирпича с цехом по производству извести, кирпично-известковый комбинат, заводы сборного железобетона, шлакоблоков и стеновых материалов, несколько лесопильных рам.
Велико значение Брянска и как крупного железнодорожного узла. Город пересекают железнодорожные магистрали в семи направлениях, по которым осуществляются связи с Украиной, Белоруссией, с промышленными центрами - Москвой и Ленинградом, с прибалтийскими республиками. С юга на север через Брянск идут главным образом уголь, нефть, сельскохозяйственные продукты, а с севера на юг - лес, машины, ткани и другие материалы.
Выгодное расположение Брянска, в центре европейской части страны, создает благоприятные условия для осуществления связей с экономическими административными районами Советского Союза, способствует экономическому и культурному росту города.
Главными предметами ввоза в Брянск являются уголь, металл, нефтепродукты, хлопчатобумажные ткани, полиграфическая продукция. Вывозятся из Брянска машины, фосфориты, цемент, лес, мебель, а также картофель, конопляное, льняное волокно и другие сельскохозяйственные продукты.
Через Брянск проезжает большое количество пассажиров. Чтобы создать им условия, в 1953 году построено новое здание вокзала.
Через город проходит асфальтированная магистраль Брянск-Орел и Брянск-Витебск. Брянск связан автобусным сообщением с Орлом, Карачевом, Дубровкой, Выгоничами, Трубчевском. Проектируется организация автобусного сообщения по линии Брянск-Москва. Успешно развивается внутригородской транспорт.
Брянск имеет четыре административных района: Советский, Бежицкий, Фокинский и Володарский.
Советский район — центр древнего города Брянска. В нем сосредоточены почти все областные организации и Совет народного хозяйства Брянского экономического административного района. Район расположен в живописной сильно пересеченной местности, над зеркальной гладью Десны. В нем несколько парков (огромный парк "Соловьи", городской сад). Скверы и бульвары утопают в зелени.
На правом берегу Десны раскинулись огромные корпуса Брянского завода дорожных машин. Продукция этого завода отправляется вo все экономические административные районы Советского Союза, в страны народной демократии, в Индию, Египет, Иран, Афганистан и другие зарубежные государства. При заводе построен просторный красивый клуб.
В этом районе имеются швейная фабрика имени Сталина, мелоизвестковый комбинат, кондитерская, макаронная фабрики, молокозавод, хлебозавод, ликероводочный и пивоваренный заводы, мебельная фабрика, предприятие по производству пианино "Десна", хорошо развита местная и кооперативная промышленность.
В Советском районе работает областной драматический театр, три кинотеатра, один из лих широкоэкранный, областная библиотека, областной краеведческий музей и много других учреждений культуры. В Советском районе находится лесохозяйственный институт, два техникума, музыкальная школа.
Бежицкий район расположен в девяти километрах от центра города, связан с ним основной магистралью — улицей имени Фокина и поселком Городище, являющимся частью города.
В Бежицком районе проживает 74 тысячи человек. В районе размещается несколько областных организаций и все организации Брянского сельского района.
Бежица имеет славную историю революционного прошлого. Здесь рано зародилось революционное движение. В 1902 году был создан Орловско-Брянский комитет РСДРП с местом пребывания в Бежице.
Бежицкие рабочие принимали активное участие в революции 1905 года и в Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, в борьбе против белогвардейцев и интервентов.
В годы предвоенных пятилеток паровозостроительный завод был коренным образом реконструирован. Построены новые и расширены прежние цехи. В эти годы на заводе был освоен выпуск мощных паровозов "СО", большегрузных вагонов, цистерн разных типов, вагонов-ледников, платформ, пневматических молотов "Беше", мостовых электрических кранов.
В довоенные пятилетки в Бежице были построены заводы сталелитейный, кислородный и силикатного кирпича; проведена большая работа по улучшений культурно-бытовых условий трудящихся. Построены заводские жилые дома с площадью 50 тысяч квадратных метров, больничный городок, Дворец культуры, кинотеатр и другие культурно-бытовые учреждения.
В сентябре 1941 года оборудование паровозостроительного и сталелитейного заводов вместе с рабочими и инженерно-техническими работниками были эвакуированы в глубокий тыл нашей страны.
После освобождения города в сентябре 1943 года нашими доблестными войсками немедленно началось восстановление заводов. В послевоенные годы выросли новые корпуса паровозостроительного, сталелитейного, силикатного, кислородного и других заводов. Пришлось все воздвигать заново. На паровозостроительном заводе построены и введены в строй действующих паромеханический, вагонный, сталелитейный, чугунолитейный и другие цехи. В 1946 году заводом освоено производство мощных магистральных паровозов серии "Л". В 1949 году начато серийное производство вагонов-ледников, вагонов для перевозки живой рыбы. В дальнейшем завод стал выпускать энергопоезда, турбины, тракторные сеялки, цистерны, вагоны, платформы различного назначения и другие машины. Восстановлены были многие жилые дома, Дворец культуры, кинотеатр и другие культурно-бытовые учреждения.
В шестой пятилетке предприятия Бежицкого района значительно расширяются. Паровозостроительный завод будет продолжать выпуск энергопоездов, вагонов-ледников, вагонов для перевозки живой рыбы и т.д. В связи с тем, что завод прекратил выпуск паровозов, с 1956 года он переименован в Брянский машиностроительный завод (БМЗ).
Коренным образом реконструируется и расширяется сталелитейный завод. Кроме различного стального литья, он будет выпускать гусеничные тракторы мощностью 100-140 лошадиных сил. В ближайшее время в районе полностью войдет в строй камвольный комбинат с производительной мощностью в 10 миллионов метров высококачественных шерстяных тканей о год. Уже пущена первая очередь комбината - ткацкая и прядильная фабрики.
Бежицкий район имеет машиностроительный институт, машиностроительный техникум, медицинскую школу, 15 средних, семилетних и начальных школ, музыкальную школу, прекрасный Дворец культуры с парком, двухзальный кинотеатр (один из залов широкоэкранный), Дом техники, несколько библиотек. Район хорошо благоустроен. Имеется водопровод, канализация, газ. Бежица утопает в зелени. Здесь широкие, красивые, ровные улицы.
На левом берегу Десны расположены два района Брянска - Фокинский и Володарский.
В Фокинском районе находится один из крупнейших железнодорожных узлов нашей страны - Брянск-II. Здесь сосредоточены все товарные перевозки. Отсюда отправляются поезда в шести направлениях: на Москву, Вязьму, Орел, Харьков, Киев, Гомель, Смоленск. В этом районе размещены мотороремонтный завод, хлебозавод и другие предприятия. Строятся заводы стеклянной тары и комбикормов. На центральной площади района построен в 1954 году прекрасный Дворец культуры железнодорожников. В 1957 году сооружен памятник И.И. Фокину, чье имя носит район. В районе имеется железнодорожный техникум.
В Володарском районе находится пассажирский железнодорожный узел Брянск-I. Заканчивается строительство крупнейшего в нашей стране завода "Строммашина", который будет выпускать оборудование для предприятий цементной, силикатной и кирпичной промышленности.
В связи с объединением Брянска и Бежицы приобретает большое значение городской транспорт. Широко развертываются работы по благоустройству главной магистрали города - улицы Фокина, связывающей центр (Советский район) с Бежицким районом. Вся эта улица через поселок Городище будет асфальтирована и застраивается новыми домами. Из Советского района застройка будет проводиться в сторону поселка Городище, а яз Бежицкого района - в сторону реки Десны. Также будет проведена застройка магистрали, связывающей Советский район с Володарским районом по улицам Калинина и Пушкина. Кроме того, будет построен новый Октябрьский железобетонный мост, соединяющий более коротким путем Советский район с Володарским районом, центр города с пассажирским вокзалом станции Брянск-I. Связь Советского района с Фокинским пойдет по асфальтированной линии Орел-Витебск. Здесь через реку Десну будет также построен железобетонный мост.
В Брянске намечается создание кольцевой транспортной связи между всеми районами города как по правой, так и по левой стороне реки Десны. Это кольцо должно пройти по сложившимся и вновь создаваемым транспортным коммуникациям: Фокинский - Советский районы, Советский - Бежицкий районы, Бежицкий - Володарский районы и новой магистрали между Володарским и Фокинским районами. Не позднее 1960 года в городе войдет в строй троллейбусная линия между всеми районами города. Строительство первой очереди троллейбусной линии началось в 1957 году. В шестой пятилетке автобусный парк города увеличится в два с лишним раза, а легковых такси - в два раза.
С каждым годом улучшается коммунальное и культурно-бытовое обслуживание трудящихся Брянска.
Правительством Российской Федерации отпущены дополнительные средства на жилищное строительство, реконструкцию водопровода, электросетей, строительство мостов, канализации, на дальнейшую газификацию города. Достаточно сказать, что строительство жилищ в шестой пятилетке увеличится в 3,5 раза по сравнению с пятой пятилеткой.
В настоящее время в стадии строительства находятся здания с полезной площадью более чем 100 тысяч квадратных метров. Общий объем строительства жилья в городе в шестой пятилетке предусматривает более 350 тысяч квадратных метров, из них около половины в Бежицком районе.
В 1957-1959 годах намечается закончить реконструкцию водопровода, построить 7 километров новых водопроводных линий, затратив на эти цели 8,7 миллиона рублей.
Только за последние два года о городе проложено 25 километров новых электролиний, установлено более 300 уличных светильников. В шестой пятилетке предусматривается провести вновь 20 километров электролиний и 10 километров уличного освещения. Реконструкция электросетей и канализации города будет закончена к 1960 году.
С 1953 года в городе проложено 63 километра газовых сетей, уже газифицировано более 6000 квартир, переведено на газовое отопление более 120 котельных жилых домов, школ и больниц. Намечается закончить газификацию Володарского и Фокинского районов.
В целях улучшения медицинского обслуживания в городе намечается построить в 1958-1960 годах областную больницу на четыреста коек, родильный дом на 100 коек и психоневрологическую больницу.
Непрерывно растет роль Брянска и как центра культурной жизни области. С каждым годом в нем увеличивается сеть учебных заведений и учреждений культуры. Растут кадры интеллигенции.
В настоящее время в городе имеется лесотехнический институт и машиностроительный институт, 5 техникумов и специальных средних учебных заведений, 48 школ, 2 музыкальных школы, 2 технических училища, 13 ремесленных училищ и фабрично-заводских школ, 42 детских сада и яслей, областной драматический театр, 4 кинотеатра, два Дворца культуры, 19 клубов, 18 библиотек, областной краеведческий музей. В ближайшее время будет открыто музыкальное училище.
В Брянске всюду видны леса строек. Идет строительство зданий областной библиотеки, Дома книги, Дома пионеров, нескольких жилых домов и других культурно-бытовых зданий.
Город Брянск возрождается быстрыми темпами. При огромной помощи Коммунистической партии и Советского правительства, благодаря героическому труду советских людей Брянск заново отстроился и стал красивым благоустроенным городом Советской страны.