ИСТОРИЯ ГОРОДА БРЯНСКА

Экспертное мнение


Развитие Брянска как торгового города


Развитие Брянска как торгового города  Развитие Брянска, как торгового города, получило мощный толчок при Петре I. По указу Петра, который, как известно, покровительствовал торговле и "сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев" (И. Сталин), около 300 жителей Брянска были записаны в купцы. Учитывая, что помимо этих новоиспеченных купцов были представители старого купечества, можно определенно сказать, что Брянск уже получил ярко выраженное лицо купеческого города.
  Развитию торговли способствовала и знаменитая в то время Свенская ярмарка, куда съезжались купцы из Москвы, Ярославля, Калуги, Тулы, Прибалтики и других мест.
  Насколько обширна была ярмарка, можно судить хотя бы по тому, что одна только Киево-Печерская лавра имела на ней до 700 лавок. Торговля шла хлебом, пенькой, рогожами, звериными шкурами, холстом, медом, воском, изделиями из дерева, кожами. Ярмарка длилась месяц и имела всероссийское значение. Особенно много закупалось пеньки для петербургского и рижского портов. Так, в 1732 году из Брянска было отправлено в Петербург, Ригу и Москву около 3000 подвод с пенькой по 20-30 пудов на каждом возу.
  В Брянске неоднократно был Петр I. В памятной записке Свенского монастыря отмечено: "Император Петр I изволил пребывать в оном монастыре; почему нарочно для пребывания его была устроена каменная келия...
  Во время же его, государя, пребывания дано знать, что гетман Мазепа изменил; по сему изволил он, государь, отлучиться к Полтаве и, получа над врагом победу, обратно заезжал и служил молебен..."
  Петр I во время войны со шведами, ожидая наступления Карла XII от Варшавы к Москве в 1709 году, выбрал Брянск как один из важных опорных пунктов главной оборонительной линии – Смоленск-Брянск-Чернигов. Город был заново укреплен. Вокруг всей Петровской горы был построен вал, а "от Смоленска до Брянска и от Брянска до тех мест, где великие поля и степи идут", строилась засека. В Брянске был учрежден арсенал, в котором находилось 64 пушки и 112 мортир большого и малого калибров.
  Петр I нашел удобным устроить в Брянске верфь для постройки речных судов. По плану Петра суда должны были спуститься по Десне и Днепру в Черное море. Однако этот план ему не удалось осуществить.
  В 1709 году указом Петра I была образована Киевская губерния, в состав которой вошел и город Брянск. В 1779 году Брянск вошел в состав Орловской губернии, как уездный город.
  Петр I заново организовал административное управление города. В связи с тем, что Брянск находился почти на рубеже русского государства, была учреждена таможня, через которую проходили все товары, вывозимые за границу и идущие в Россию.
  Брянским купцам были даны большие привилегии в торговле, им принадлежало право вести розничную торговлю, в то время как всем иногородним купцам было разрешено продавать товары только оптом.
  В Брянске была сосредоточена торговля хлебом, пенькой, воском, медом, изделиями из дерева и другими товарами. Развито было винокурение; винокурни находились в ведении так называемого кабацкого бурмистра. Купцы и ремесленники были подчинены торговому бурмистру. Высшая судебная власть сосредотачивалась в руках магистрата. Посадское население по-прежнему несло на своих плечах все тяжелые повинности по укреплению обороны и благоустройству города, платило большие налоги. В то время, когда купцы и дворяне наживали большие капиталы, городская беднота в тяжелом труде вела борьбу за каждый кусок хлеба, за каждый день своего существования.
  Часть населения, жившая в Ямской слободе, занималась извозничеством, или "ямскою гоньбою", как говорили в старину. Это была трудная работа, связанная со всевозможного рода лишениями и невзгодами. Нередко ямщики вместо платы за свой труд получали побои от царских опричников и нигде не могли найти себе защиту.
  Находясь в Брянске, Петр I обратил внимание и на сельское хозяйство окрестных деревень. Он издал специальный указ, направленный на усовершенствование некоторых сельскохозяйственных работ в Орловской губернии.
  Положение жителей Брянска в эпоху крепостного права и купеческого владычества было очень тяжелым, привилегии имели купцы, а крестьяне и городская беднота страдали от непосильных налогов и всякого рода повинностей. Жизнь крепостных крестьян в Брянске (в слободах, расположенных по Верхнему и Нижнему Судкам, в Карачиже) была просто невыносимой.
  "Горюны" - так называли в Брянске монастырских крестьян, терпевших страшную нужду от Свенского монастыря-крепостника. На многие десятки километров вокруг Брянска опутал своей властью население этот крупнейший монастырь-крепостник. Земли и леса, реки и озера, разные промыслы и даже бобровые гоны (добыча бобров для получения ценнейших бобровых шкурок) - все эти богатства безраздельно принадлежали свенским монахам. 12 тысяч крепостных крестьян, сотни ремесленников работали на монастырь и были в полном смысле рабами церковников.
  Свенский монастырь имел большую силу в городском управлении (магистрате). Монастырское начальство изощрялось в самых жестоких мерах наказания людей. В монастырских тюрьмах-подвалах заживо гнили закованные в цепи жители города Брянска и окрестных сел, осмелившиеся поднять протест против дикой и необузданной эксплуатации или невежества монахов. Десятки женщин монастырь обвинил в колдовстве или знахарстве, и заживо монастырские палачи закапывали их в землю или топили в глубоких омутах Десны.
  Свенский монастырь был оплотом черной инквизиции на Брянщине, а его многосотенная армия монахов была злейшей сворой душителей правдолюбия, всего нового, живого и светлого.
  Многие крестьяне и "работные люди", жившие в Брянске, не выдерживали гнета помещиков, монастыря и купцов, часто убегали в лесную глушь, там они выбирали себе атамана, уходили на дороги и нападали на помещиков и купцов.
  В народных легендах и до сих пор сохранилась память о лихом атамане "гулящих людей" Кудеяре, который хозяйничал в брянских лесах, решительно расправлялся с помещиками и купцами и был милостив к бедным людям, вдовам и сиротам.
  Царское правительство неоднократно посылало в брянские леса войсковые отряды для поимки, беглых крестьян. Крестьянский побег в леса и беспрерывное нападение "гулящих людей" на помещичьи усадьбы, купеческие обозы были своеобразной по тому времени формой примитивного классового протеста против феодалов-крепостников и царских чиновников.
  Сквозь многие века пронес народ легенды о смелых и храбрых молодцах из беглых крестьян и посадских, которые однажды даже имели дерзость напасть на возок Петра I. "Шашнов лог" между Супоневом и Добрунью, лесные трущобы возле Мылинки и Палужья, заветные места под названием "Калиновый куст", "Заячий скок", "Сорочий лет", "Зайцевы дворы" и т.п. – все это легендарные очаги старинной крестьянской вольницы, памятники неистового, еще не осмысленного русского бунтарства против насилия и гнета.
  Мало того, что крестьяне убегали от своих помещиков, иногда они открыто поднимали бунты против дворян-крепостников и правительственных властей.
  В 1749 году в Брянске разразилась довольно большая смута. Это было ярко выраженное движение крепостных крестьян против крупного брянского помещика Гончарова. Царское правительство вынуждено было три раза высылать воинские отряды для усмирения восставших. Выступления крепостных крестьян поддерживала городская беднота. Бунты в городе продолжались с перерывами около 10 лет.
  Попытка крестьян получить свободу кончилась печально. Многих бунтовщиков замучили в тайных подвалах помещика Гончарова. Насколько жутки были пытки свидетельствует хотя бы такой факт, что семью крестьянина Денисова с Нижнего Судка Гончаров, живьем закопал в землю. Свыше 40 человек были убиты или смертельно изувечены воинскими отрядами и полицией, которые усмиряли восставших крестьян.
  "...Надо сказать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет, крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры" (И. В. Сталин, Соч., том. 13, стр. 105).
  Оценка положения крестьянства при Петре I, данная товарищем Сталиным, целиком и полностью относится к крестьянам и городской бедноте Брянска того времени.
  В ХVIII-XIX веках Брянск был небольшим городом, в нем насчитывалось 817 домов, преимущественно деревянных. Число жителей немногим превышало 4000. Купцы были хозяевами города, наживали на торговле громадные прибыли.
  Грамотных в Брянске почти не было. Только в конце XVIII века открылось первое городское училище, в котором обучались исключительно дети купцов. Грамоту для народа купечество считало ненужной роскошью. Вместо школ купцы строили церкви, их было в Брянске 19. "Отцы города" из богатых купцов не заботились ни о благоустройстве, ни о народном просвещении, ни о здравоохранении. Город жил мрачной жизнью. Нередко возникали эпидемии, которые буквально косили людей. Памятны Брянску и голодовки. В 1765 году в Брянске и уезде был страшный голод. Однако в то время, когда городская беднота и крестьяне умирали от голода, купцы-оптовики держали на своих складах тысячи пудов хлеба.
  Отмена крепостного права в России в 1861 году открыла дорогу для развития русского промышленного капитализма, получившего в свои руки дешевую рабочую силу - ограбленных помещиками при освобождении крестьян.
  Для быстрейшего продвижения сырья и товаров капиталисты начали строить железные дороги, а это в свою очередь вызвало огромную потребность в металле. Стали появляться новые металлургические и машиностроительные заводы.
  Еще при Петре I разведчики тульского заводчика Никиты Демидова обнаружили в брянских лесах железную руду. В 1775 году Демидов построил в Людинове горно-плавильный завод. Этот завод был первым промышленным предприятием в Брянском крае.
  К середине XIX века заводчик Мальцев добился на своих заводах прокатки рельсов и строил сложные машины. На Сергиево-Радицком заводе с 1869 года Мальцев начал производить вагоны.
  Позднее Губонин - предприимчивый кулак, ставший крупным капиталистом, в 1874 году создал акционерное общество "Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (ныне Брянский паровозостроительный завод).
  Используя дешевую рабочую силу - голодных крестьян Брянщины и Белоруссии и жестоко эксплуатируя их, Губонин в течение двух лет создал в Бежице крупнейший по тому времени рельсопрокатный завод. Уже в 1878 году завод давал 1/3 всей выплавляемой в России стали, а число рабочих на заводе достигало 5000.
  Захваченный капиталистической конкуренцией с промышленным Югом, Брянский завод быстро рос, а с 1883 года перешел на вагоностроение, в 1889 году стал выпускать паровозы. В связи с ростом машиностроения на заводе возникает производство стали из привозимого с юга чугуна. К 1911 году, со времени своего основания, Брянский паровозостроительный завод выпустил 2400 паровозов и 36000 вагонов.
  В XIX веке, особенно после освобождения крестьян от, крепостного права, началась "промышленная горячка" и у брянских купцов. В Брянске возникают десятки мелких промышленных предприятий - канатные фабрики, лесопилки, развивается пенькопрядение. Основанный еще Петром I арсенал становится крупным военным заводом. В нем находились литейный корпус, слесарно-механические мастерские, арсенал, кладовые и мелкие мастерские.
  Главными заправилами в торговле и промышленности были брянские купцы-миллионеры Баженов, Комаров, Мартынов. Условия работы на заводах и фабриках были очень тяжелые. На канатной фабрике Мартынова, например, рабочий день начинался с 4 часов утра и длился до 7 часов вечера. Широко применялся детский труд.
  Насколько преступно относились капиталисты к условиям труда рабочих, можно судить по следующему факту: на Брянском арсенале (ныне завод дорожного машиностроения) в целях экономии построили кузницу из литого толстого железа. Летом, когда знойное солнце накаляло железные стены, кузница превращалась в страшное пекло, где люди задыхались от нестерпимой духоты. Зимой, наоборот, здесь было очень холодно, и рабочие, разгоряченные у горна, быстро простуживались, наживали туберкулез, сердечные заболевания и преждевременно умирали или становились инвалидами. А дома встречала безвыходная нужда и повседневная забота о куске хлеба. Но зато росли и богатели брянские купцы, они вели оживленную торговлю по Десне. С брянской пристани отправляли на юг металлические изделия, строительные материалы, особенно лес и пеньку.
  После постройки Орловско-Витебской железной дороги в 1868 году быстрее стала развиваться торговля. В XX век Брянск вступил как город купцов, промышленников и бедноты. В 1913 году в нем насчитывалось уже 30690 жителей, преимущественно купцов, кустарей, чиновников и духовенства. Рабочих было немногим более 3000 человек.
  Под властью купцов Брянск все более и более превращался в серый захолустный уезд. Старели и приходили в ветхость деревянные постройки, и все городское хозяйство находилось в запущенном состоянии.
  Театра, клубов, газет, библиотек город не имел. Купечество и мещанство жило дикой и разгульной жизнью. Обычно к вечеру, подсчитав свои барыши, купцы и лавочники расходились по домам, ночная тьма проглатывала неосвещенные улицы. Из купеческих особняков, из трактиров, пивных вырывались пьяные голоса; это развлекались господа города кутежами, картежной игрой и дикими оргиями в домах терпимости.
  А "работные люди", измученные в течение недели тяжелым трудом, получали столько, что их жалованья едва хватало на скудное пропитание.
  Культурных развлечений для трудящихся не было лачуг. И многие рабочие в воскресные дни собирались у "монопольки" и пропивали последние гроши. Здесь же обычно дежурили их жены, матери, сестры, чтобы спасти эти гроши для голодной и раздетой семьи.
  - Ничего радостного и светлого не осталось у народа в памяти от этой проклятой жизни в старом Брянске, - говорят старожилы, брянские рабочие.
  Городская управа, состоявшая из купцов, заботилась в первую очередь о содержании полиции, о ремонте и постройке церквей. В то же время на социально-культурные мероприятия города отпускались мизерные суммы. Так, например, на здравоохранение расходовалось на одного жителя только 42 копейки в год. Народное образование находилось на низком уровне. Детям рабочих доступ в школы фактически был закрыт. Около 2000 детей городской бедноты нерегулярно посещали церковно-приходские школы и далеко не всем удавалось окончить их. В гимназии и реальном училище обучались дети дворян, купцов и кулацкие сынки.
  86 каменных домов, свыше 2000 деревянных и мелких лачуг - так выглядел дореволюционный город Брянск.
  Брянск до революции не сложился как город промышленный. 122 купца первой и второй гильдии и сотни мелких торговцев опутали своей паутиной весь город и определяли его лицо.
  Город под властью купцов шел к упадку и одичанию. И только труд простых людей и их борьба против эксплуататоров за свою светлую долю были знаменем грядущего расцвета Брянска.

План Брянска XIX века (1850 год)
План Брянска XIX века (1850 год)

План Брянска XX века (1913 год)
План Брянска XX века (1913 год)

Брянск, наводнение 1908 года
Брянск, наводнение 1908 года, Московская улица, ныне имени Калинина


Годы борьбы с Польшей и Литвой Брянск. Историко-экономический очерк Революционное движение в Брянске. 1905 год