ИСТОРИЯ ГОРОДА БРЯНСКА

Экспертное мнение


БРЯНСК – ВО ВЛАСТИ КУПЦОВ. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ БРЯНСКА


  В 18 веке Брянск был еще небольшим городом, в нем насчитывалось 817 домов, из них только 26 каменных. Число жителей немного превышало 4000. Купцы были хозяевами города, наживали на торговле громадные прибыли и из года в год богатели.
  Грамотных в Брянске почти не было. Только в конце 18 века открылось первое городское училище, в котором обучались исключительно дети купцов. Грамоту для народа купечество считало ненужной роскошью.
  Вместо школ купцы строили церкви. Их было в Брянске 19. Купечество, стоявшее у власти города, не заботилось ни о благоустройстве, ни о народном просвещении, ни о здравоохранении. Город жил дикой мрачной жизнью. К вечеру, получив большие барыши, купечество расходилось по домам, ночная тьма проглатывала неосвещенные улицы. Из купеческих особняков, трактиров и пивных вырывались пьяные голоса, это развлекались господа города кутежами, игрой в карты, дикими оргиями с цыганками.
  Отмена крепостного права в России в 1861 году открыла широкую дорогу для развития русского промышленного капитализма, получившего в свои руки дешевую рабочую силу - ограбленных при освобождении крестьян. Начинается быстрое развитие капиталистического хозяйства в России, захватившее и город Брянск.
  Для быстрейшего продвижения сырья и товаров капиталисты начинают строить железные дороги, а это в свою очередь вызвало огромную потребность в металле. Появляются новые металлургические и вагоностроительные заводы. Волна спекуляции, афер, грабежа, денежной горячки захватывает и наш край.
  Еще при Петре I разведчики тульского кузнеца, а позднее крупного заводчика Никиты Демидова обнаружили в Брянских лесах железную руду. В 1775 году Демидов построил в Людинове горно-плавильный завод. Он был первым организатором промышленности в Брянском крае.
  Вторым был Мальцев, который добился на своих заводах прокатки первых рельсов, построил первые пароходы и другие сложные машины.
  Третьим был Губонин – русский кулак, ставший крупным капиталистом. В 1874 году по его инициативе было создано акционерное общество "Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода".
  Используя дешевую рабочую силу голодных крестьян Брянщины и Белоруссии, жестоко эксплуатируя их, Губонину удалось в течение двух лет создать в Бежице крупнейший по тому времени рельсопрокатный завод. Уже в 1878 году Бежицкий завод отливает одну треть всей выплавленной в России стали, а число рабочих на заводе достигает 5 тысяч человек. Таким образом около Брянска – в Бежице сложился крупнейший в царской России пролетарский очаг.
  В XIX веке, особенно после освобождения крестьян от крепостного права, началась "промышленная горячка" и у брянских купцов. В Брянске возникают десятки мелких промышленных предприятий – канатные фабрики, лесопилки, развивается пенькопрядение. Основанный еще Петром I Арсенал становится крупным военным заводом. В нем находились: литейный корпус, слесарно-механические мастерские, арсенал, кладовые и мелкие мастерские.
  Главными заправилами в торговле и промышленности были брянские купцы - миллионеры Баженов, Комаров, Мартынов. Условия работы на их заводах и фабриках были очень тяжелые. На канатной фабрике Мартынова, например, рабочий день начинался с 4 часов утра и длился до 7 часов вечера. Широко применялся детский труд. Насколько преступно относились хозяева к условиям труда рабочих можно судить по следующему факту: на Брянском Арсенале (ныне завод дорожного машиностроения) хозяева в целях экономии построили кузницу из литого толстого железа. Летом, когда знойное солнце накаляло железные стены, кузница превращалась в страшное пекло, где люди задыхались от нестерпимой духоты. Зимой, наоборот, здесь было очень холодно, и рабочие, разгоряченные у горна, быстро простужались, наживали туберкулез, сердечные заболевания и преждевременно умирали или становились инвалидами.
  Болезни рабочих были постоянными спутниками этих тяжелых условий труда. А дома рабочих встречали постоянная нужда и заботы о куске хлеба.
  Росли и обогащались брянские купцы, они вели оживленную торговлю по Десне. С брянской пристани отправлялись на юг металлические изделия, строительные материалы, лес, пенька, семя, масло, деготь, смола и другие товары.
  После постройки Орловско-Витебской железной дороги Брянск стал развиваться еще быстрее. Началась оживленная торговля с Ригою, куда вывозились главным образом пенька и конопляное масло.
  В 20 век Брянск вступил как город купцов-промышленников и мелких торговцев. В 1913 году в нем жило 30690 человек преимущественно купцы, чиновники, духовенство. Рабочих насчитывалось немногим более 3000 человек.
  Городская управа, состоящая из купцов, заботилась в первую очередь о содержании полиции, о ремонте и постройке церквей. В то же время на социально-культурные мероприятия отпускались мизерные суммы. Так, например, на здравоохранение расходовалось на одного жителя только 42 копейки в год. Народное образование находилось на низком уровне. Детям рабочих доступ в школы фактически был закрыт. Около 3000 детей городской бедноты нерегулярно посещали церковно-приходские школы и далеко не всем удавалось окончить их. В гимназии и реальном училище обучалось около 2000 детей дворян, купцов, чиновников и кулацких сынков.
  86 каменных домов, свыше 2000 деревянных и мелких лачуг - так выглядел дореволюционный город Брянск.
  Брянск до революции не сложился как город промышленный. 122 купца первой и второй гильдии и сотни мелких торговцев опутали своей паутиной весь город и определяли его лицо.


Петр I в Брянске. Развитие Брянска, как торгового города Брянск Революционное движение в Брянске. Игнат Фокин