Город Брянск принадлежит к числу старейших русских городов, история которых тесно связана с охраной и укреплением границ нашей Родины. Его возникновение уходит в далекое прошлое.
800 лет назад Брянск был одним из укрепленных пунктов на реке Десне, а земли вокруг Брянска были покрыты непроходимыми дебрями. Отсюда происходило название Брянска - Дебрянск.
Территорию Брянского края в те далекие времена населяли суровые и воинственные славянские племена - вятичи и северяне.
Жизнь среди дремучих лесов, постоянная борьба с дикими зверями и стихией развили у этих народов большую физическую силу, мужество и выносливость. Древние летописцы характеризуют эти племена, как людей бесстрашных, храбрых и независимых.
Влияние культурного Востока - Персии и Аравии, где производство железных изделий достигло большого совершенства, положительно сказалось на быте славян. Славяне раньше многих европейских народов получили возможность иметь хорошие железные изделия. Уже в VIII веке вятичи и северяне имели железные орудия труда и охоты и не скупились приобретать у арабов украшении из стекла, бронзы, серебра и т.п., которые и теперь находят при раскопках кypгaнов по берегам рек Десны и Болвы. Это свидетельствует о прочных торговых связях славянских племен с культурным в то время Востоком.
Образование в IX веке русского государства, в состав которого позднее вошли вятичи и северяне, положительно сказалось на их экономическом и культурном развитии. В 907 году крупнейший государственный деятель Киевской Руси воинственный князь Олег, в целях укрепления торговой и культурной связи Руси с Византийской империей (греки), предпринял героический поход на столицу Византии Царьград (позднее Константинополь, а ныне Стамбул). Жители Брянского края выслали от себя воинов для участия в первых боевых делах, которые прославили русскую доблесть и оружие во всем тогдашнем культурном мире.
Первым киевским князем, включившим землю вятичей в состав Киевского государства, был крупнейший полководец древней Руси князь Святослав. В 964 году он предпринял удачный военный поход против хазар, разбил их войско и овладел столицей Хазарского царства - Белая Вежа. Таким образом, вятичи были освобождены от хазарской зависимости, тяготевшей над ними в течение двух веков. Попутно Святослав подчинил себе землю вятичей.
Родовая знать, не желая терять своих привилегий, стремилась поднять вятичей против киевского князя, поэтому в 965 году Святослав снова предпринял военный поход в землю вятичей, усмирил их и обложил данью. Спустя после этого два года вятичи принимали участие в легендарном походе Святослава на придунайские страны.
В этом походе и позднее в замечательной трехмесячной обороне у Доростола (нынешняя Силистрия) русское народное войско показало свое превосходство над греками, свои прекрасные боевые качества и военное искусство. Надо иметь в виду, что греческая Византийская империя в то время была могучей военной державой.
После смерти Святослава вятичи снова отложились от Киевского государства. Пользуясь временными неурядицами в Киевском государстве, они огородили свои пределы крепостями и заставами.
Памятники народной жизни - былины знакомят нас с жизнью вятичей того времени. В былинах мы находим прямые намеки, что борьба вятичей с киевскими князьями касалась и окрестностей теперешнего Брянска. Когда вятичи временно вышли из подчинения киевских князей, то проезжая дорога к Киеву среди брянских лесов, по выражению народной былины, "заколодела".
" ... 3аколодела дорожка, замуравела;
Как по той пути-дороженьке
30 лет никто пехотою не хаживал,
На добром коне никто не езживал.
А стоят там три заставушки великие:
Первая застава во лесах во Брянских,
Грязь топучая, корба зыбучая,
А другая у березы, у покляпыя,
У той славной речки у Смородиной,
У того креста у Леванидова.
Вор сидит на трех дубах
Да на семи суках,
Соловей-разбойник сын Рахманович …".
Как видите, вятичи огородили свои пределы крепостями и заставами, из которых первая - "грязь топучая, корба зыбучая" - была естественная крепость - Брянские леса, тянувшиеся на сотни километров.
"3еленая застава" и до сих пор остается союзницей жителей нашего края, и даже немецко-фашистские полчища с их богатой техникой не смогли в дни Великой Отечественной войны овладеть Брянскими лесами. Хозяином в этих лесах был вооруженный брянский народ - прославленные партизаны.
О Соловье-разбойнике можно думать, что это не просто атаман разбойничьей шайки, а властитель темных Брянских лесов с их непокорными обитателями вятичами. Учитывая, что судьба города Брянска особенно связана с вятичами и что северяне жили в западных районах нашего края, рассказ будет идти главным образом о вятичах.
В конце Х века киевский князь Владимир вынужден был предпринять боевой поход к вятичам, чтобы собрать дань и укрепить над ними власть и влияние Киевского государства.
Князь Владимир проводил большую работу по укреплению границ Киевского государства от нападений воинственного и сильного народа - печенегов. Для этого на путях к Киеву были построены города- крепости.
В древние времена единственными путями для передвижения пеших людей служили реки, а для конных - перевалы между верховьями рек Сакмы и Шляхи. Поэтому города- крепости обычно и строились по берегам рек и особенно у переправ.
Города-крепости Владимир заселяет наиболее мужественными представителями славянских племен, в том числе и лучшими "мужами от вятич". Таким образом вятичи дали от себя ближайшую охрану столицы Киевской Руси - Киева на самых важных и опасных местах. Можно предполагать, что, именно, при Владимире и возник Брянск, как укрепленный пункт на реке Десне.
В начале ХI века (1024 год) жители Брянского края поступают под власть черниговского князя Мстислава. Это был князь - богатырь, неутомимый воин. С незначительными силами и средствами он разрушил царство крымских хазар, разбил орды кочевников в прикубанских степях.
Большая физическая сила и мужество жителей нашего края были замечены Мстиславом. Во всех его блестящих военных походах брянцы принимали горячее участие, снискали своему оружию славу и не раз в единоборстве с кочевниками проявляли необычную силу и изумительную храбрость.
После смерти Мстислава Брянский край снова поступил под единодержавную власть князя Ярослава-I. В 1054 году Брянский край, по завещанию Ярослава, достался его сыну Святославу.
Во время его княжения русским пришлось вести ожесточенную борьбу против новых и наиболее жестоких кочевников - половцев, которые подчинили себе печенегов и слились с ними. Следует отметить, что князь Святослав проявил себя энергичным военачальником в борьбе с половцами, опустошавшими в то время русскую землю. В 1068 году он с военной дружиной в 3000 человек на реке Снове выступил против многотысячной орды кочевников и, благодаря храбрости и стойкости русских воинов, нанес им тяжелое поражение. По словам летописцев, множество половцев было потоплено в реке Снове, а их жалкие остатки разбежались. Нет сомнения в том, что жители Брянского края принимали в этом блестящем победоносном сражении за независимость русской земли самое горячее участие.
В начале ХII века в Брянский край проникает христианство. Киевские князья проводили объединительную политику славянских племен через принятие и распространение христианства в качестве единой государственной религии. До христианства вятичи, как и другие славянские племена, обожествляли стихийные силы природы – солнце, гром, ветер и т.д.
Для Киевского государства особенно важно было распространение христианства среди жителей Брянского края, которые продолжительное время не хотели покоряться княжеской власти. Христианство поднимало в глазах вятичей значение княжеской власти, а церковники старались обуздать непокорный нрав этого славянского племени и связать его с Киевом. Киево-Печерский монастырь посылает в Брянский край своих монахов, чтобы насадить здесь христианство, а также начать работу по экономическому освоению и колонизации богатых Брянских лесов.
В сороковых годах ХII века, в связи с распространением христианства, в нашем крае появляются зачатки письменности и первые искры просвещения. Одним из наиболее ярких представителей первоначального просвещения нашего края был монах Киево-Печерского монастыря Кукша. Его деятельность относится к 30 годам ХII века. Кукша сам был уроженцем нашего края, хорошо знал быт и нравы вятичей. Он проповедовал объединение славянских племен в одном сильном государстве. Обучал первоосновам славянской грамотности, знакомил с культурой передовой в то время Византийской империи. В этом смысле деятельность Кукши надо оценивать положительно.
И так наш край до ХII века входил в состав Киевского государства. Правда, эта зависимость была неполная и больше основывалась на одной дани Киеву, да и за данью киевским князьям приходилось ходить военным походом и усмирять непокорных вятичей.
Однако, в годы тяжелых испытаний, когда на Киевскую Русь нападали враги, жители нашего края энергично и мужественно, вместе с другими славянскими племенами, отстаивали независимость русской земли. Как видим, чувство Родины и единения зародилось уже в те далекие времена.
* * *
В конце ХI века начинается распад Киевского государства на отдельные самостоятельные княжества. Этот распад был вызван экономическим ростом отдельных частей Киевского государства и ослаблением торговых связей Киева с Византийской империей. В середине ХII века отдельные политические и хозяйственные центры настолько усилились что совершенно ясно обозначились новые княжества, а Киев перестал быть стольным городом. "Империя Рюриковичей", как называл Карл Маркс Киевское государство, распалась на самостоятельные квяжества: Новгородское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Киевское, Черниговское, Северское, Переяславское, Волынское, Галицкое, Полоцкое и Турово-Пинское. Эти княжества в свою очередь дробились на более мелкие части.
Начался тяжелый период для русского народа - время феодальной раздробленности и княжеских междоусобиц. Кочевой народ – половцы, жившие в причерноморских степях, стали делать набеги на раздробленную русскую землю и страшно опустошать ее. Русские князья, враждовавшие между собой, также неоднократно призывали половцев для борьбы против своих врагов. Каждая княжеская междоусобица сопровождалась грабежом всего, что принадлежало противнику и уводом населения. Ради мелких своекорыстных личных целей, нападая друг на друга, князья жгли селения, избивали народ или уводили в плен, забирали скот, уничтожали или увозили имущество. В лучшем случае разоренное население селилось на пустырях князя-победителя, большею же частью оно продавалось в неволю кочевникам или византийцам (грекам), где гибло бесследно, вконец измученное рабским трудом.
Междоусобная борьба князей захватила и наш Брянский край. Разрозненные крестьяне, неуверенные в завтрашнем дне, бросали свои родные места, уходили в лесные дебри, живя там по-звериному. Автор "Слова о полку Игореве" очень ярко охарактеризовал результаты княжеских раздоров:
" … Тогда на русской земле редко раздавались крики земледельцев, но часто каркали вороны, деля между собой трупы, часто говорили свою речь галки, собираясь на добычу.
… Сказал брат брату – это мое и мое же и за малое стали князья готовить большое, начали сами на себя ковать крамолу, а поганые со всех сторон приходили на землю русскую.
… Застонали города русские: тоска разлилась по русской земле…".
Известно, что все эти междоусобицы привели к поражению войск Игоря Северского, Всеволода Трубчевского, Святослава Черниговского и других, в 1186 году половцами близ реки Коялы. Эта битва поэтически изложена в прекрасном произведении "Слово о полку Игореве"; к уничтожению в 1223 году татарами на реке Калке союзных войск князей юго-западной Руси и завоеванию русских земель татарами в 1240 году; а затем к захвату западной Руси (в том числе и Брянского края) Литвой в 1356 году.