ИСТОРИЯ ГОРОДА БРЯНСКА

Экспертное мнение


СЕДАЯ БРЯНСКАЯ СТАРИНА, Я.Д. СОКОЛОВ, 2000 ГОД


  Город имеет в окружности…
  В записках о путешествиях Василия Зуева говорится: "...В 1802 году Брянску был дан новый, разработанный по правилам градостроительства того времени план. Он учитывал реальное положение города. Были намечены перспективы его развития. Предусматривалось, что городские кварталы должны быть укрупнены, улицы классифицированы по своему значению, уточнено положение городских площадей.
  Главной, центральной улицей города была большая Московская. Она сохранила свое главное значение прибрежной продольной магистрали. Ныне это улица Калинина. Как и многие века эта улица вела через Десну на Жиздру, а далее на Москву. В другом - противоположном направлении от адмиралтейского места или, так называемых галерных сараев, складов - на город Карачев и далее на Орел.
  Второй продольной магистралью была запроектирована в нагорной чати города Петропавловская улица. Ныне это проспект имени Ленина. Эта улица была разделена судками. Значение же ее было важно. В одной ее части, где располагался Петропавловский монастырь, она переходила в дорогу на Рославль. На этом месте сейчас расположена гостиница "Брянск". На противоположном конце улица в районе нынешней площади Партизан разветвлялась на пути, ведущие в Карачев и Трубчевск.
  Нижняя часть города соединялась с нагорной, где находилась Рождественская гора - Смоленской улицей, ныне - Советская, Авиловская гора - улица Горького, Комаревская - Фокина и Петровской горой. Естественно, что они впоследствии получили более капитальную застройку.
  В 1843 году в городе было 14 каменных церквей и 4 деревянных. Часовен грекороссийских - две каменные. Грекороссийских монастырей: один девичий и один упраздненный.
  Дома, принадлежащие правительству: артиллерийский арсенал со всеми его строениями - 8 каменных домов, 13 деревянных. Две каменных казармы, один деревянный полугоспиталь, один каменный тюремный замок. Горожане имели 69 каменных и 1308 деревянных домов".
  "Город Брянск расположен на правой стороне по течению реки Десны (которая в сем году вскрылась 13 марта. А стала - с половины ноября), между двух оврагов, разделяющихся речками, именуемыми Судками, Белого колодца и Подара. В городе считается плановых кварталов - 75. Город имеет в окружности 10 верст, под поселением состоит земли 271 десятина и 53 сажени» - писал в феврале 1854 года в статистическом отчете брянский городничий. Далее он сообщал, что в городе находится: улиц и переулков - 24. Из них мощеных деревом - четыре, немощеных - двадцать, площадей - две.
  По описи начала XVIII века Брянская крепость «занимала вершину горы небольшого протяжения, но с довольно крутыми покатостями и, по своему положению относительно города составляла цитадель. Укрепленная ограда ее заключалась в неправильном четырехугольнике, на углах которого были расположены небольшие выступы. К ней был примкнут цепной ретраншамент, помещенный на одном из уступов возвышенной местности".
  В 1706 году часть западной границы России с Литвой была укреплена. Была усилена также крепость в Брянске. В ней размещалось сорок восемнадцати и двадцати четырех фунтовых пушек, двенадцать медных мортир большого калибра, сто чугунных мортир малого.
  В 1875 году Брянская городская дума на своем заседании обсуждала вопрос о частичном изменении плана города. Было решено: "Поручить управе распланировать ... участки Лубянки и Нижний Судок, а также рекомендуемые управою новые места за Трубчевскою и Рославльскою заставами, а также за Жиздренскою заставою, в Нижней Ямской Слободе и за Десною, между лесопильнею господина Бабкова и за Речскою слободою, предложив желающим селиться, кому будет возможно на прежних, а остальным - на новых местах ...". Город расширял свои границы.
  В 1904 году протяженность всех улиц и переулков Брянска составляла тридцать пять километров. Мощеных улиц было семь километров, а тротуаров почти наполовину меньше. Первая шоссейная мостовая возникла в 1867 году на Московской.
  Шли годы. Город рос. Расстраивались его предместья. Верхне-Ямская, Верхняя Лубянка, Зарецкая, Кузнечная, Нижняя Лубянка, Нижне-Ямская, Новая, Новые Выселки, Привокзальная, Ямская ...
  В 1921 году к Брянску присоединились Володарский и Льговский поселки, а через два года к нему причислены были населенные пункты Урицкий, Стеклянная и Чугунная Радица. В 1928 году поселки Чугунная Радица и Урицкий объединились в один рабочий поселок Урицкий.
  В черту города Бежицы в 1934 году включены села Городище, Бежичи, Бордовичи и Чайковичи.
  В седьмом томе "Большой Советской Энциклопедии", изданной в 1927 году, сообщается, что Брянск вместе с при городами - Карачиж и пристанционными поселками Володарский и Фокинский занимает площадь более сорока девяти квадратных километров. "Город вытянулся вдоль правого, высокого берега реки Десны, изрезан глубокими оврагами; на левом низменном берегу расположились пристанционные поселки. Благодаря изрезанной поверхности, планировка города не отличается правильной", - подчеркивалось в ней.
  Особенно расширил свои границы областной центр, когда в 1956 году - два самостоятельных города - Брянск и Бежица объединились в единый. В новых границах Брянск занимал площадь в двадцать две тысячи гектаров. Протяженность 577 улиц была уже без малого пятьсот километров. В связи с объединением двух городов был скорректирован и генплан 1945 года.
  Основой дальнейшего развития Брянска явился генеральный план, утвержденный правительством республики осенью 1969 года. Он определял планировку, застройку и благоустройство на двадцать пять - тридцать лет, а также первоочередное строительство на ближайшие пять лет.
  Генплан предусматривал рост города как промышленного, административного и культурного центра области. Намечалось новое строительство, реконструкция старых и постепенный вывод из города или изменение профиля промышленных предприятий с вредными в санитарном и опасными в пожарном отношении производствами, перебазирование из зон жилой застройки мелких промышленных и коммунальных предприятий, складов, размещенных в ветхих помещениях.
  Предусматривалось озеленение, меры по защите атмосферы и водоемов от загрязнения. Намечалась программа строительства объектов культурно-бытового назначения, улучшения транспортных связей между районами, жилыми и промышленными зонами.
  Большое место отводилось дальнейшему формированию архитектурного облика центральной части города, созданию архитектурных комплексов во всех районах. Из всего намечавшегося часть была выполнена, а многое осталось на бумаге.
  Генеральный план развития города претерпел корректировку. Если раньше Брянск виделся в перспективе устремленным ввысь, то ныне картина иная, удельный вес индивидуального строительства возрастает намного, а это значит, город будет развиваться вширь. Меняются его планировки, схемы коммуникаций ... Сама концепция рассчитана на пятьдесят-семьдесят лет.
  Брянск имеет особенность, Десна делит его на две части.
  Правый берег реки - высокий, крутой. Советский район расчленен оврагами. Бежицкий, Володарский, Фокинский расположены на левом берегу Десны. Он низкий, пологий. Город исторически сложился так, что все районы друг от друга разделены поймой. Во многих местах она заболочена, изобилует небольшими старицами, в период весенних паводков затопляется. Разливаются Снежка и Болва.
  Город ныне потребляет ежесуточно по линии водоканала семьдесят тысяч кубометров воды. На каждого жителя приходится в среднем триста тридцать литров в сутки. Более ста пятидесяти тысяч кубометров воды расходуют промышленные предприятия. Воду дают подземные скважины, Бордовичский водозабор на Десне. Сооружается второй Десняно-Сещенский водозабор. Он даст горожанам артезианскую воду.
  В статистическом отчете Брянского городничего за 1853 год указывалось: "лавок в городе состоит - 83 ...". Ныне же торговая сеть - более пятисот магазинов. А сколько палаток.
  В 1794 году в городе было пятьдесят фонарей, утверждают документы. Электричество в городе впервые появилось в 1905 году. Ныне улицы и площади освещают двадцать тысяч электрических ламп. А когда появился впервые телефон в 1909 году, станция имела тридцать абонентов.
  В 1907 году по городским улицам проехал впервые "самодвижущийся вагон на резиновых шинах". Автомобиль недолго совершал рейсы от центра до железнодорожного вокзала. Прошло много лет, и только в 1928 году снова открылось автобусное движение, а в декабре 1960 года - пошли первые троллейбусы ...
  Город растет, расширяются его границы. Достаточно сказать, чтобы добраться из Чайкович или от камвольного комбината Бежицкого района до мясокомбината, расположенного в Фокинском, то нужно преодолеть расстояние более чем в сорок километров. Или другой пример. От памятника Летчикам, что в Советском районе, до Большого Полпино в Володарском - более двадцати километров.
  Одно время шло бурное обсуждение: застраивать пойму Десны или нет. Одни предлагали намыть земснарядами песок из реки и сооружать здания. Сторонники другого подхода - ни в коем случае не делать этого. Затраты огромны. Город потеряет свой облик. Сократится зеленая зона. Победил разум.
  Основная композиционная идея генплана - раскрытие и ориентация города на живописную просторную пойму реки Десны и озелененные поймы Болвы и Снежети.
  Принятая планировка города предусматривает развитие всех четырех городских районов с их центрами. Сложившийся исторический центр Советского района является общегородским центром.
  Новый вариант городской застройки предусматривает освоение района «Аэропорт», на месте недавно существовавшего аэродрома.
  Это жилье и все необходимое для восьмидесяти тысяч человек. Предусмотрено в перспективе вести индивидуальную застройку новых площадок - Чайковичи, Ивановка, Бежичи, Путевка, Елисеевичи-Октябрьское, Иванoвкa- Тигановка, Радица-Крыловка ...
  Прежний курс на многоэтажную застройку предполагал снос личных домов - по старому генплану, - триста тысяч квадратных метров. Новая концепция сокращает до девяносто тысяч, или почти в три с половиной раза.
  Многообразие жилья с сочетанием разноэтажных объемов изменяет архитектурный облик областного центра.
  Для дальнейшего нормального функционирования города необходимо расширение коммуникаций, магистралей, дорог. Окружная дорога, построенная в 1985 году, позволила значительно сократить движение автотранспорта по городским улицам.
  Новые промышленные, коммунально-складские предприятия будут размещаться за пределами жилищной застройки. Вынести из города вредное производство и военные объекты - тоже необходимость.
  Страницу за страницей листал я генеральный план застройки города. Внимательно вглядывался в чертежи. Сложное хозяйство. Огромное. Сколько умов занято архитектурным оформлением города, его застройкой.
  Общая жилая площадь Брянска ныне превышает более семи миллионов квадратных метров, жилая - почти пять миллионов. В среднем на одного жителя приходится общей площади - почти пятнадцать, а жилой – девять и два десятых квадратных метров. Всего квартир в жилых домах без малого сто сорок тысяч.
  "Строить" - слово широкого понятия. Оно означает и приводить в порядок, в последовательный и должный вид. Столетиями создавали древний Брянск наши предки. Расширять его, украшать предстоит и новым поколениям. "Ежели кто впредь будет чинить какую помеху строительному делу, вешать того без рассмотрения персоны", - прочитал однажды, будучи в городской архитектуре, кем-то любовно выписанный славянской вязью указ Петра Великого. Мудрые слова!