Брянск, уездный город Орловской губернии, на берегу реки Десны; выгодное положение города близ слияния Десны с рекой Болвой, а также постройка Орловско-Витебской железной дороги способствовали быстрому развитию торговли и промышленности; в настоящее время в Брянске, кроме арсенала (основанного в 1783 году) с литейными мастерскими, находятся большие лесопильни и канатные заводы; Покровский собор, построенный в 1526 году; 23520 жителей.
Брянск впервые упоминается в 1146 году, когда он назывался Дебрянск или Добрянск и составлял удельное княжество; в 1356 году Брянск перешел во власть Литвы, а в 1508 году присоединен к Москве. В 1778 году Брянск назначен уездным городом Орловской губернии — Брянский уезд, в северо-западной части губернии; 6062,3 квадратные версты, с 205992 жителями; орошается рекою Десной и ее притоками; более половины всего пространства уезда покрыто лесом; почва суглинковая и песчаная, мало плодородная, но содержащая значительные минеральные богатства. В уезде находятся заводы: стеклянные, чугуно-литейные, кожевенные, лесопильные, вагоно-строительные и другие.
Брянский завод, рельсопрокатный, механический и железнодорожный, в Брянском уезде, Орловской губернии, основан в 1873 году акционерным обществом; годовой оборот до 20 миллионов рублей. Возле завода поселок с населением до 12000 человек, из которых около 8000 заводских рабочих.
Брянская флотилия, состоявшая из небольших деревянных плоскодонных судов, начала строиться в Брянске еще при Петре Великом, и предназначалась для защиты Днепровского лимана от вторжения турецкого флота. Постройка Брянской флотилии была продолжена в широких размерах, по распоряжению Миниха, во время русско-турецкой войны 1737—1739 годов. При осаде Очакова она должна была задерживать движение турецкого флота, но вследствие мелководья на Днепре прибыла к Очакову уже после его падения. С окончанием войны Брянская флотилия прекратила свои действия, не оказав никаких существенных услуг русскому оружию.