ИСТОРИЯ ГОРОДА БРЯНСКА

Экспертное мнение


СБОРНИК ЖИВОПИСНАЯ РОССИЯ, 1900 ГОД


  На крутом правом берегу Десны при ее слиянии с Болвой, 25—30 сажень над ее уровнем живописно расположен город Брянск. По городу в оврагах протекают ручьи, в том числе Судок. Время основания города точно неизвестно, но оно вероятно относится к X веку. До конца XII он назывался Брынь, а позднее Дебрянском, Добрянском и Дьбрянском. Первые достоверные сведения о Брянске относятся к 1146 году. Петр Великий заложил в Брянске верфь для гребных судов и тем существенно содействовал оживлению города. При малой производительности почвы в Брянском уезде, все-таки благодаря благоприятному положению города и минеральным богатствам, лесам, удобным водяным путям, в Брянске развились промышленность и торговля, особенно после проведения Орловско-Витебской железной дороги, открывшей товарам доступ к морю. Река Десна сообщает Брянск с Киевом и со всем югом, а Болва — с Мальцовским заводским округом. Таким образом являются очень удобные средства для перевозки лесных материалов, древесного угля, чугуна, железа, стекла, фаянса, пеньки, канатов, смолы, конопляного масла и прочего.
  В Брянске находится арсенал, основанный в 1783 году с литейною, слесарно-механическою и другими мастерскими, кладовыми и постройками для управления.
  Из многочисленных Брянских фабрик и заводов весьма замечателен принадлежащий акционерному обществу, основанному в 1874 году Ф.Ф. Голубевым и П.И. Губониным. Находясь близ города Брянска, завод примыкает к Бежицкой станции, Орловско-Витебской железной дороги, с которою соединен рельсовым путем. Первоначально завод был устроен для прокатки рельсов и железа, но предприятие быстро развилось, и завод стал выделывать различные предметы, нужные для устройства и эксплуатации железных дорог, морского и военного дела, элеваторов и т. д. Дело на столько расширилось, что на заводе работает 3000 человек, а все население около завода возросло до 120000 человек…
  … Свенская (в просторечии "Свинская") ярмарка, происходившая при Свенском монастыре в 5-ти верстах от Брянска, Орловской губернии, с 4 октября по 1 ноября имела большое значение, главным образом в отношении пеньковой торговли, потому что на ней заключались крупные торговые сделки по продаже пеньки, пеньковой пряжи, а также конопляного масла и частью конопли, и сала, т.е. тех продуктов, которыми более всего отличалась западная полоса губернии. Сумма этих сделок превышала 2000000 рублей. Сюда съезжались все пеньковики, торговавшие пенькою в портовых городах, а также крупные прасолы. Пеньки закупалось здесь от 1/4 до 1/3 всего ее вывоза за границу; кроме того, производилась закупка этого товара для канатных заводов. Сам товар на ярмарку не привозился, так что все заключаемые на ней сделки имели характер биржевых. Товар шел к Петербургу и Риге. Когда устроена была Николаевская дорога и проложена дорога от Орла на Ригу, значение свенской ярмарки пало. Первая из этих дорог облегчила доставку пеньки в Петербург, сделав ее возможною в течение целого года. Поэтому необходимость производить закупки этого продукта сразу, на ярмарке, устранилась. Точно такое же влияние обнаружило и проложение железного пути в Ригу. Вследствие этого ярмарка пришла в упадок. В 1868 году ее перевели в сам Брянск, но перевод этот не мог поднять ее значения.


Собор и главная Московская улица
Город Брянск. Собор и главная Московская улица. 1900 год

Соборная церковь
Город Брянск. Соборная церковь. 1900 год

Часовня-колодезь рядом с военным госпиталем
Город Брянск. Часовня-колодезь рядом с военным госпиталем. 1900 год

Зал и сад Брянского Общественного собрания
Город Брянск. Зал и сад Брянского Общественного собрания. 1900 год

Брянский Арсенал
Город Брянск. Арсенал и вид за рекой. 1900 год