БРЯНСК

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА


Брянск. Церковь Воскресения Христова

  Престолы: Воскресения Христова.
  Год постройки: 1741 год. Действует.

  История Воскресенского храма связана с существованием в Брянске Воскресенского девичьего монастыря. Возникновение этого древнейшего монастыря относится, по-видимому, к XV — XVI векам, когда примыкавший к крепости посад начал активно развиваться. Документы XVII века свидетельствуют о том, что Воскресенский монастырь в этот период был экономически бедным и даже нуждался в помощи других монастырей. Вначале в нем были два храма, Воскресенский и Вознесенский, и 20 монашеских келий. Впоследствии оставался только Воскресенский храм. В самом начале XVIII века в монастыре происходило бурное каменное строительство, что свидетельствует об улучшении его экономического положения. Вскоре построен новый каменный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова. В 1706 году в ходатайстве в Патриарший казенный приказ игумения монастыря Капитолина просила освятить этот храм, построенный незадолго до того. Последовал указ об освящении храма, в феврале 1706 года был выдан Антиминс. Однако вслед за кратким периодом расцвета последовало упразднение монастыря, разобран недавно построенный храм. Такой поворот в его судьбе был вызван событиями, связанными с Северной войной – в связи с созданием новых укреплений города.
  В восстановленном Воскресенском монастыре, имевшем лишь один деревянный храм (1713 год), в 1738 году началось возведение каменного Воскресенского храма на средства жителей Брянска. Окончание строительного периода приходится на 1741 год. Одновременно с главным Воскресенским престолом, был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В марте 1766 года Воскресенский монастырь был упразднен. С этого времени Воскресенский храм стал приходским. В 1843 году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата, сооружена колокольня, расширенная в нижней части во второй половине XIX века.
  По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году «обновленческого» раскола, храм был поделен между Православными и обновленцами. В июле-августе 1937 года православные клирики храма, в том числе и Священномученик протодиакон Серафим Василенко, были арестованы и вскоре расстреляны. В храме продолжали служить священник-обновленец и обновленческий "Архиепископ" Брянский Владимир Досычев. Но и они в конце 1937 — начале 1938 годов были арестованы и расстреляны. Вероятно, после этого храм был закрыт. До начала фашистской оккупации использовался как комбинат бытового обслуживания, сапожная мастерская; в 1940 году сломана колокольня и купол, надстроен второй этаж.
  Богослужения возобновились в годы войны. К 1985 году храм полностью восстановлен в первоначальном виде. Реставрация проведена по проекту архитектора Василия Николаевича Городкова.
  Расположена на возвышении, окружена металлической оградой. Возведена из кирпича и оштукатурена. Один из интересных брянских храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем - два поставленных друг на друга четверика со значительно меньшим верхним, увенчанным главой. Сильно вынесенный, пониженный по отношению к четверику алтарь с полукруглой апсидой в центре равен по высоте прямоугольной трапезной с притвором у западного фасада, развитым в поперечном направлении, над которым возвышается ярусная колокольня. Выразительны боковые фасады нижнего четверика с крупными пилястрами, поставленными с отступами от углов. Их композицию определяют три больших окна; два из них, разделенные лопаткой, помещены внизу, а одно, на средней оси, врезано в широкий карнизный пояс и тимпан полуглавия. По сторонам полуглавия помещены меньшие арки, обогащающие завершение этого яруса. Верхний четверик с двумя окнами на боковых фасадах завершен профилированным карнизом с арочными изгибами в центре, над нишами киотов. Широкие карнизные пояса (промежуточный и завершающий) имеют узкие, украшенные бороздками выступы, напоминающие триглифы. Обрамление нижних окон рамочное, с колонками на консолях по сторонам и заглубленной нишей проема, верхние окна обведены профилированной тягой. Убранство фасадов дополняют лопатки между окнами трапезной и две арочные ниши по сторонам выступа апсиды.
  В интерьере низкое пространство трапезной, перекрытое полулотковым сводом с распалубками над окнами, противопоставлено вертикально устремленному основному объему. Его верхний четверик опирается на подпружные арки у боковых стен и перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах.
  Первоначальная живопись конца 19 века, сохранившаяся на западной стене, поновлена без существенных изменений в иконографии. Роспись 2-й половины 20 века выполнена масляными красками в приглушенных тонах. Сборные иконостасы (четырех- и трехъярусный) в основном объеме и трапезной, а также иконы относятся к 20 веку.


***

  Церковь Воскресенья Христова в девичьем Воскресенском монастыре.
  По писцовым книгам 161 и 162 годов письма и дозора Андрея Измайлова прибыло вновь 35 церквей, в том числе церковь Воскресенья Христова в Девичьем монастыре.
  162 года - Церковь Воскресенья Христова в Девичьем монастыре, да в приделе Рождества Христова дани 7 алтын 5 денег, заезда гривна.
  188 года отмечено: впредь писать в городе в Воскресенском монастыре.
  1746 года – 63,5 копейки.
  210 года ноября 12 выдан антиминс по благословенной грамоте в новопостроенный каменный придел во имя Вознесения Господня в Девиче монастырь, тогож монастыря поп Семион антиминс взял и расписался.
  1706 года генваря дня из Брянска Воскресенского Девичья монастыря игуменья Каптелина в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писала: "в прошлых годах по благословению святейшего патриарха и по грамоте по нашему обещанию построена у нас во Брянске на посаде в Девиче Воскресенском монастыре церковь вновь каменная во имя обновления храма Воскресенья Христова Бога нашего и по се время не освящена и прошу дать великого государя грамоту во Брянск Петровского монастыря к архимандриту, чтоб ту новопостроенную церковь освятить". Подписано: "дать о посвящении указ". Отмечено: "дана".
  1706 года февраля 23 выданный антиминс взял того ж города Спасского монастыря игумен Питирим и расписался.
  1709 года августа в день стольник Иван Алексеев сын Ржевской в Патриарший Казенный Приказ писал: "1709 года по челобитью моему построена церковь во Брянску в Девичьем Воскресенском монастыре во имя Пресвятой Богородицы Владимирския, да придел Иоанна Предтечи и ныне та церковь и придел ко освящению со всем изготовлена, а не освящена и прошу о освящении тое церкви и придела дать мне из Патриаршего Казенного Приказа указ города Брянска протопопу Леонтию и антиминс в тое церковь и придел выдать". Подписано: "выдать антиминс и указ о посвящении". Отмечено: "дан".
  1713 года июля в день запечатан указ к Покровскому протопопу Воскресенского попа Семиона велено в городе Брянске церковь новопостроенную Воскресенья Христа освятить ему ж протопопу Леонтью и антиминс в тое церковь выдан, одно полотно взято.
  1717 года ноября в день, Воскресенского старого девича монастыря старица Неонилла Сапошкова с сестрами, да того монастыря разных чинов вкладчики в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении, писали: "был в Брянске в городе Воскресенский девиче монастырь из древних лет и в прошлом 1706 году, как присылан во Брянск для строения вновь земляного города Василий Карчмин и тот монастырь разорил (в сем деле упоминается, что "ограда была сломана, а церковь разобрана, а игуменья Капетолина и старицы переведены за Десну реку" ...) и перенес за реку Десну в мужской Предтечев монастырь и за полою водою не имущим старицам милостыни попросить а иным и на свои деньги купить всяких нужд во град переехать не возможно и не по чем, а бывает полая и прибылая вода месяца три и больше, кельи на оном монастыре заливает, печи на каждый год размывает и полы ломает, а нам сирым и бедным не токмо вновь строить и кормиться не чем, а ныне подаянием градских жителей на том старожитном монастырском месте построена церковь божия новая во имя Живоносного Христова Воскресения и огорожено то место оградою и построено несколько келий и в тот монастырь собралось не имущих 15 стариц и иныя многия из дворянских дочерей и из градских жителей хотят постригаться, а игуменьи и строительницы у нас нет и просим на том старожитном месте быть монастырю, а для управления и собрания помянутого монастыря быть игуменье или строительнице монахине Феодоре Петровне и о том дать в Брянске указ".
  К сему прошению руки приложили: комендант Брянской Иван Ржевский, капитан Алексий Юрасов, Дмитрий Колычев, комисар Иван Колычев, Иван и Тимофей Коломнины, поручик Семен Глотов, Корнилий Моисеев, Андрей Богданов, Иван Надвин, Брянские посадские человеки: Степан Пашков, Кондрат Некрасов, Иrнатий Ерохин, Тимофей Стащев, Иван Корастин, Семен Чапкин, бывшего Воскресенского девича монастыря диакон Мелетий вместо отца своего попа Семена, укладчики: Козьма Мозгов, Петр Мокеев ... (и многия другия подписи за не разборчивостию невыписанны).
  Подписано: "по имянному великого государя указу не разорять ветхаго монастыря Брянского девического и сторице оттуда не изгонять, а быть там строительницею монахине Феодоре против сего челобитья, а игуменьи нового монастыря их неведать и о том послать указ к игумену Брянскому. 1718 года марта 14 дня".
  Того ж года марта в 18 день в Брянске Петровского монастыря к архимандриту Питириму указ послан.
  1718 года апреля 8 того ж монастыря строительница Феодора Петрова с сестрами, в Патриарший Казенный Приказ писала: "бывшей означеннаго монастыря игуменьи Капетолины, которая живет в Предтечеве монастыре, спорное челобитье ее есть в Патриаршем Духовном Приказе чтоб тому нашему прежде бывшему Воскресенскому девичью монастырю не быть и старице будто за противность отдать ей под начальство и по тому ее челобитью послана грамота в Брянск Петровского монастыря к архимандриту Питириму и по той грамоте, ведая она наше челобитье, ускорила и в том нашем монастыре кельи наши сломала и перевезла в свой монастырь, а нас взяла не волею в подначальство и теснит и просим те сломанныя кельи отдать нам и построить по прежнему и монахинь наших возвратить к нам в монастырь и о том строений келей и о возвращении монахинь послать указ из Патриаршего Духовного Приказа Петровского монастыря к архимандриту Питириму с прочетом впредь нам для оправдания". Резолюция: "архимандриту Брянскому указ учинить". Отмечено: "указ дан".
  1725 года февраля 21 запечатан указ из духовной Дикастерии во Брянске Духовных дел управителю Петровского монастыря архимандриту Питириму по челобитью Воскресенского девича монастыря игуменьи Каптелины с сестрами велено ее за старостью и скорбию игуменьею не быть, а по определению Московской духовной Дикастерии во оной монастырь произведена на ее Каптелинино место во игуменьи из Москвы Гeopгиевского девича монастыря монахиня Екатерина Засецкая и монастырь на нее описать, пошлин 25 алтын, нужнейших 3 чети взяты.
  1726 года (в издании 1905 года указано "1626 года") февраля 24 запечатан указ из духовной Дикастерии прежде бывшей игуменьи Каптелине Неплюевой велено ей игуменьи против челобитья того Вознесенского девичьего монастыря наместницы Афонасии Алымовой с сестрами быть по прежнему игуменьею и того монастыря монахиням и служителям быть ей послушным; пошлин 25 алтын, нужнейших 2 деньги.
  1738 года марта 7 Воскресенского девича монастыря монахиня Тавифа с сестрами, да того ж монастыря укладчики под (поп?) Иродион, капитан Афонасей Иванов Бартин, Брянской канцелярист Павел Андреев, Брянские купцы Василий Сапошков, Егор Макеев, Тимофей Бакланов и Анисим Брынцов, гостиной сотни Андрей Чамов, Брянской таможни канцелярист Яков Кондратьев, бурмистр Григорий Макеев в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писали: "во оном Воскресенском девиче монастыре имеется церковь храм Воскресенья Христова деревянная весьма малая и от течи ветха, а ныне по совету нашему желаем мы во оном монастыре вместо оной деревянной церкви построить каменную церковь во имя того ж храма Воскресенья Христова, да в той же церкви построить предел храм во имя святых мучеников исповедников Гурия, Саммона и Авива и дабы указом повелено было для строения вышеписанной каменной церкви с приделом отпустить указ".
  "И против сей челобитной в Синодальном Казенном Приказе выписано: по окладной оного казенного приказа книге сего 738 года в Брянской Десятине написано: с церкви Воскресенья Христова в Воскресенском девичье монастыре дани и заезда и десятильнича дохода 21 алтын с деньгою, казенных пошлин 5 алтын, а в писцовых Брянских книгах 162 года у вышеписанной церкви написано: двор попов, дьячков, в приходе 4 двора, пашни церковныя 8 четвертей; а по переписным 703 года книгам у оной же Воскресенской церкви написано: двор попа Семиона Констентинова, у него дети поп Иван, дьякон Мелентий, да с ними ж живет вдовой дьякон Стефан, пашни церковныя земли в Княжом клину 8 четвертей в поле, а в дыу поиому ж, да во Брянском yезде в Фощенской волости в деревне Журиничах пустошь, что была деревня Попова, на колодезе на Копони, пашни пахотные наезжие средния земли 20 четвертей, да перелогу 3 четверти, да лесом поросло 7 четвертей, а всего пашни пахотныя 30 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по селищу и меж пашень залежало 40 копен, да Воскресенской бортной ухожей, что дано из поместной земли Андрея Панютина деревни Журыничь в бору и в черном лесу судерев (sic) тое деревни со крестьяны одно знамя". Подписано: "дать храмозданную грамоту 1738 года марта 13 дня".
  1753 года марта 16 с указу о священии в Брянском уезде в Вознесенском девиче монастыре церкви, подписных 10 копеек.
  "Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.


Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова

Брянск. Церковь Воскресения Христова