Игумен Иоасаф!
Вручаемый ныне тебе жезл сей есть символ твоей власти, но вместе символ и взаимных обязанностей между тобою и братиею. Отселе тебе дается власть управлять сею Богоспасаемою пустынею. Первее всего старайся соблюсти все правила и обычаи, принятые и освященные здесь многими десятками лет и целым сонмом подвизавшихся здесь иноков. С этою целью, между прочим, правительство узаконило избирать в общежительных обителях настоятелей из среды своей братии, чтобы они знали все благочестивые обычаи и хранили оные без нарушения и изменения. По этой причине и я радовался, что жребий избрания от старшей братии паль на имя твое, известное обители сей издавна. Ты видел пред собою в продолжение тридцати лет трех настоятелей, не малое время управлявших сею обителью. Возьми в пример подражания у них то, что усмотрел лучшего и благовременного в их управлении. А паче всего учись своим обязанностям у самого Спасителя нашего и у святых Его Апостолов с их преемниками. Вот например ты слышал в Евангелии, что Иисус Христос приходил на землю не для того, чтобы служили Ему, но для того, чтобы послужить другим. По Его непреложному учению, "болий в вас да будет вам слуга" (Матф. 23, 11). В этих словах заключаются все твои обязанности в отношении к подчиненной тебе братии. Тебе вверяется не одно управление и распоряжение над братиею, но вверяется и попечение отеческое о каждом из них. Ты должен быть для них общим отцом, покровителем, наставником, врачем и руководителем. Обязанность сия так велика и многозначительна, что превышает собою силы человеческие. Ея трудность сознавали и великие подвижники веры и благочестия. При исполнении ее, ты должен заботиться не о внешнем только благосостоянии братии твоей, но и о спасении души каждого из них. И между тем за всякую погибшую душу от твоего нерадения взыщется с тебя не на человеческом только суде, а на суде Божием, пред вечною Правдою. Старайся "быть всем вся, да всяко некия спасешь" от падения и соблазнов. В одном случае потребуется от тебя строгость правосудия, а в другом - кротость и снисхождение, покрываемые любовью. Но этой любви ты должен относиться ко всем одинаково и с равным благожелательством, не показывая никакого пристрастия и послабления. По этой также любви ты должен делать другим то, чего ожидаешь от других, и не желать им того, чего не желаешь себе. Впрочем всех правил в предстоящем тебе управлении исчислить в настоящее время невозможно. Научиться оным можешь у себя самого и у Богомудрых отцов, а паче от самого Спасителя. К нему и обращайся с усердною молитвою во всех затруднениях. Он, Милосердный, не оставляет с верою к Нему прибегающих, а невидимо наставляет на всякую истину, во еже управити другими во благо и спасение.
И к вам, возлюбленная братия, обращаюсь со словом наставления при вручении этого жезла вашему настоятелю. В жезле сем заключаются не одни обязанности настоятеля к братии, но заключаются и обязанности братии к настоятелю. Ваше благо не может созидаться без вас самих. Вы должны содействовать настоятелю послушанием в исполнении возложенных на вас обязанностей. Без послушания не может быть порядка и в доме, а тем более в таком обществе, закона обитель сия. Не отделяйте себя от обители, к которой принадлежите вы, как необходимые члены ее. Там не может быть мира, тишины и спокойствия, где будут действоиать по своему, для своего частного блага, а не для блага всей обители. Там не может быть и любви, где разделение и разногласие. Да избавит Господь Бог вас от подобных разделений, несогласных с назначением самой обители! "Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе" (Исая. 132, 1). Да и откуда может быть у вас, братия, повод к разделению? Вы живете в одной обители и под одними ее правилами, ходите в один храм, молитесь одному Господу и одной Пречистой Его Матери, причащаетесь единого тела и крови Христовы. Нет у вас ничего отдельного или собственного, а все общее, принадлежащее целой обители и всем вам вообще. Общая у вас молитва, общая у вас трапеза, общая у вас или одинаковая одежда. При таком единстве, должна быть у вас и единая душа, как у первых христиан, положивших начало христианскому общежитию. Бог же мира и любви да сохранит всех вас связуемым союзом любви Апостольской и да отразит от сердец ваших всякой дух гордости, непослушания и противления, как исчадий исконного врага нашего диавола!
С указанием на таковые обязанности приими, Игумен Иоасаф, жезл сей от меня, как от самого Господа, облекающего тебя властью и имеющего воздать тебе должная за управление этим жезлом! Ты по своей должности обязан принести братию сию, среди обуревающих волн, к тихому пристанищу, яко же Моисей жезлом своим привел братию свою в землю обетованную! О, если бы и ты мог сказать некогда Господу нашему: "се аз и дети, яже дал eси мне" во управление (Евр. 2, 13)! Тогда мог бы услышать в ответ и любвеобильный глас того же Господа: "о мале был eси верен, над многими тя поставлю" (Матф. 25, 21). Аминь.
Орловские епархиальные ведомости, №20 1872 год.