Возник на рубеже XVIII—XIX веков в связи с необходимостью обеспечения странствующих богомольцев ночлегом. Первоначально представлял собой одноэтажное здание странноприимной избы, располагавшейся напротив Святых ворот обители. К 1841 году деревянная гостиница обветшала и была заменена каменным зданием.
К концу XIX века гостиничный комплекс перед Святыми воротами состоял уже из трёх зданий, не считая вспомогательных построек. Главный корпус — каменный, двухэтажный — имел около 50 номеров, отапливаемых печами. Рядом с этим корпусом стоял более крупный второй корпус, тоже каменный, двухэтажный, с большим мезонином: в нём было 24 "тёплых" номера и 60 "летних" (без печей); возле него третья двухэтажная гостиница: низ каменный, а верх деревянный, с деревянным флигелем, на 22 номера. При гостиницах находился большой поместительный двор, обстроенный с двух сторон деревянными строениями; также для помещения богомольцев, с третьей его стороны, прямо против гостиниц, тянулся ряд сараев, на чердаках которых, при большом стечении народа, ночевало простонародье.
По другую сторону от дороги, ведущей в пустынь, в 1890 году дятьковским заводчиком Мальцовым для своих рабочих был построен деревянный жилой корпус на каменном фундаменте. При большом стечении богомольцев этот корпус также использовался в качестве гостиницы; в ней имелось 15 номеров. Рядом, ближе к берегу Снежети, с восточной стороны от монастыря, находился кирпичный завод с особыми постройками для обжигания угля и извести "на монастырские потребы", а также скотный двор, где разводили коров тирольской и холмогорской пород, и каретный двор.
Небольшая монастырская гостиница имелась и на железнодорожной платформе "Белобережская". Сюда к каждому поезду выезжали монастырские экипажи-"линейки", доставлявшие богомольцев в пустынь.
Но всех этих гостиниц часто не хватало: в праздники в монастырь стекалось до пяти тысяч богомольцев, многие из которых, прибывшие издалека, были вынуждены оставаться на ночлег. За проживание в гостинице плата не взималась, однако состоятельные посетители (в большинстве своём — жители города Орла), как правило, оставляли довольно щедрые добровольные пожертвования.
До настоящего времени ни одно из этих зданий не сохранилось, однако жилой посёлок у стен монастыря по-прежнему существует (называемый также "Белобережская пустошь", "Белобережский санаторий", "Белобережская турбаза"). Во второй половине XX века здесь было построено также несколько панельных многоквартирных домов. Долгое время статус посёлка оставался неопределённым; в настоящее время он отнесён к Журиничскому сельскому поселению Брянского района.