Престолы: Троицы Живоначальной.
Год постройки: Между 2006 и 2008 гг.
Архитектор: Виктор Аксенов
С XVI века главным храмом Брянска являлся Покровский собор, находившийся в брянском кремле. В 1798 году указом Святейшего Синода соборный статус был придан Преображенскому храму (1694-1697 годы) упраздненного в 1766 году Спасо-Поликарпова монастыря, переименованному в связи с этим в Покровский.
В 1862 году храм был разобран, и на его месте возведен новый собор, строительство которого велось более трех десятилетий (в 1876 году был освящен правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, в 1879 году — левый, во имя мч. Иоанна Воина, в 1897 году — главный престол в честь Преображения Господня). С 1920 года, после образования Брянской епархии, Покровский собор стал кафедральным, но уже в 1924 году он был закрыт и разорен. Здание, использовавшееся как клуб и антирелигиозный музей, сильно пострадало в Великую Отечественную войну, а в начале 1960-х годов его снесли. В 1968 году была взорвана и колокольня. Сейчас на этой территории стоит киноконцертный зал "Дружба", а в память о соборе на его месте возведена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 2002 году.
С 2002 года начались переговоры с администрацией о месторасположении будущего кафедрального собора. В 2004 году епархии был выделен земельный участок под строительство собора — в историческом и географическом центре Брянска, рядом с соборным храмом в честь Воскресения Христова, на территории, некогда принадлежавшей древнему Воскресенскому девичьему монастырю. С этого времени на месте будущего алтаря неоднократно совершалась Божественная литургия и другие чинопоследования под открытым небом.
30 мая 2005 года по ходатайству епископа Брянского и Севского Феофилакта приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы, а несколько позже — соборного духовно-просветительского комплекса. В том же году образован региональный общественный фонд "Брянский кафедральный собор", начались проектные и исследовательские работы.
С 2010 года по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла работы велись преимущественно благодаря помощи ОАО "Газпром", а также на средства московских благотворителей и жителей Брянщины. В минувшие годы за богослужениями во всех храмах епархии возносилось особое прошение "О благотворителях, благоукрасителях, жертвователях и строителях Брянского кафедрального собора". Еженедельно в Воскресенском храме у мощей преподобного князя Олега Брянского священнослужителями епархии читался акафист Святой Живоначальной Троице. Во всех храмах епархии были установлены кружки для сбора пожертвований на возрождение Брянского кафедрального собора.
В 2007 году, в праздник Сретения Господня, был заложен и освящен фундамент нижнего яруса будущего кафедрального собора.
23 мая 2010 года, в праздник Святой Троицы, епископом Феофилактом была совершена первая Божественная литургия в нижнем ярусе Брянского кафедрального собора. Затем Божественная литургия в нижнем ярусе собора совершалась в день празднования Собора Брянских святых, на Рождество Христово и на Пасху.
В 2011 году был завершен основной этап строительства кафедрального соборного комплекса: Свято-Троицкого кафедрального собора, колокольни "Пересвет" и деревянного храма в честь новомучеников и исповедников Брянских. В том же году освящены престолы нижнего яруса собора и храма во имя новомучеников и исповедников Брянских.
24 июня 2011 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери "Достойно есть", на соборную колокольню "Пересвет" были воздвигнуты глава и крест.
26 июня 2011 года, во время своего визита в Брянскую епархию, кафедральный собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
16 декабря 2011 года под колокольней «Пересвет» был установлен бронзовый памятник преподобномученику Александру Пересвету, в 2012 году он был перемещен за ее стены.
24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), была совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе Брянского кафедрального собора, которую возглавил епископ Брянский и Севский Александр.
23 июня 2012 года в соборном кафедральном комплексе состоялось торжественное перенесение мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского из соборного храма в честь Воскресения Христова в кафедральный собор во имя Святой Троицы. Церемонию перенесения и богослужение возглавил епископ Александр. Раку установили в центре верхнего яруса кафедрального собора.
К июню 2012 года завершена внутренняя и внешняя отделка собора и колокольни, высота которой составляет около 70 метров, завершается благоустройство территории. Площадь нижнего яруса Собора составляет 1000 квадратных метров, верхнего яруса — 882 квадратных метра.
1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения престола верхнего яруса кафедрального собора.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе города Брянска 1 июля 2012 года.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
"Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Александр! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Николай Васильевич Денин, губернатор Брянского края! Дорогие отцы, братия и сестры!
Я всех вас поздравляю с великим праздником, потому что освящение кафедрального Троицкого собора в Брянске есть великий праздник не только для Брянской земли, но и для всей Руси.
Радуюсь тому, что вчера на месте схождения границ трех славянских государств — России, Украины и Белоруссии — я имел возможность вознести молитву за духовное единство наших народов, а сегодня освятить в городе Брянске сей кафедральный собор, посвященный Святой Троице — Троице, Которая во внутренней Своей жизни являет пример единства и любви.
Каждое освящение храма есть большое событие, освящение же кафедрального собора — событие особенное. Кафедральный собор становится лицом города и области, он становится символом, видимым выражением духовной жизни и культурной традиции народа.
Мне приходилось бывать в городе Брянске, и когда я проезжал по улицам этого города, еще будучи митрополитом Смоленским, я всегда искал взором некую точку, которая могла бы быть доминантой города, — но такой точки не было. Даже действующие храмы не производили такого впечатления, чтобы на них остановился надолго взор. Это был город без видимого символа, без особого знака.
Ныне трудами всех вас — и благодетелей, и светских властей, и духовных властей, и всего народа — в Брянске воздвигнут символ этого города, великий знак сохраненной и преумноженной людьми традиции Православия, восходящей к купели Киевской, традиции, породившей огромный духовный и культурный пласт совместной жизни славянских народов.
Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, в котором говорилось об исцелении слуги сотника (Мф. 8:5-13). Большинство из вас хорошо знают этот Евангельский сюжет, я только вкратце напомню, что к Спасителю подошел римский сотник, по нашему командир роты и, конечно, язычник — римляне были язычниками, — и попросил исцелить его слугу. Господь согласился и был готов идти в дом сотника, но тот остановил Его и сказал: "Не надо, не иди, достаточно одного Твоего слова. Вот и я, хотя сам человек подвластный, но имею и других, кто мне подвластен. И говорю одному "иди" — и идет, а другому "приходи" — и приходит. И слуге своему говорю "делай" — и он делает". Пораженный этой верой язычника, Господь говорит: «даже в Израиле, — то есть среди людей, верующих в единого Бога, Своих единоверцев, — не нашел Я такой веры".
Эта история с римским сотником напоминает нам нечто из нашей недавней жизни. Страна наша — историческая Русь, а затем Россия, Украина, Беларусь, другие страны — прошли через десятилетия уничтожения веры. Мы хорошо знаем об этих десятилетиях, особенно люди среднего и старшего возраста. Вера не просто игнорировалась, не просто порицалась — она высмеивалась, над ней издевались, ее уничтожали всей силой административного ресурса. И как много было людей, которые дрогнули, не выдержали испытаний, которые в самые тяжкие времена испугались ссылок, тюрем и даже расстрелов! Ну, а когда эта угроза прошла, многие боялись потерять работу, испортить карьеру, потерять очередь на квартиру — мало ли что могло произойти с человеком, который, живя в условиях атеистического общества, осмеливался верить в Бога.
Четыре поколения людей воспитывались в этой атмосфере. Наверное, всё, настал конец — ведь многие так и думали! Когда я в 1985 году впервые приехал в Смоленск из Петербурга, тогдашнего Ленинграда, и стал посещать деревенские приходы, то сердце заныло, я испытал физическую боль, созерцая видимый разгром православной Руси. Хорошо, если пять-шесть человек, древних старушек, были на службе. Да и в районных и даже областных городах дело обстояло ненамного лучше, и, казалось, пресеклась традиция, когда семья передавала веру, когда школа воспитывала, когда нравственные идеалы общества поддерживали религиозный выбор человека...
Мы знаем, что произошло затем. Сегодня мне часто приходится читать биографии кандидатов в священство, кандидатов на поступление в монастыри и даже биографии кандидатов на архиерейское служение — и что же является общим для абсолютного большинства этих людей? Пишут: "родился я в неверующей семье, отец и мать в храм не ходили, крестился в сознательном возрасте, а потом решил всю свою жизнь посвятить Церкви". И вот возникает вопрос: что же это за явление такое? Может быть, это обращение было в ответ на мощное влияние Церкви на жизнь общества? Может быть, в то время Церковь наша использовала все средства массовой информации? Может быть, во мгновение ока власть стала поддерживать и помогать Церкви? Но ведь ничего подобного не было, и до сих пор, если и бывает, то в таких масштабах, что они не могут повлиять на массовое обращение людей к Богу.
Что же произошло и происходит с нашим народом? А произошло то, что произошло с римским сотником. Язычник, то есть человек неверующий, не знающий Бога, не умеющий молиться, не посещающий храм, вдруг в какой-то момент в сердце своем ощущает колоссальную перемену, и эта перемена происходит в ответ на встречу человека со Христом, с Богом.
И каковы последствия этой встречи? Это не просто осознание того, что "Бог есть, ну и буду время от времени в храм ходить". Эта встреча радикально меняет жизнь человека, и вчерашние инженеры, врачи, политические деятели оставляют мир и идут в монастыри, становятся монахами и священниками.
Я никогда не представлял себе, что в наших монастырях столько высокообразованных людей с прекрасной светской карьерой. И они ушли в монастырь не потому, что разобиделись на весь мир, и не потому, что какое-то несчастье их поразило, а потому что осознали, что встретились со Христом и хотят Ему служить и жить вместе с Ним.
А где же происходит эта встреча? Она может произойти где угодно и в любой момент жизни, но чаще всего она происходит в храме. Когда мы посещаем храм, даже будучи людьми невоцерковленными, мы, переступая порог, чувствуем, что оказались в ином мире. Это не тот мир, который остался за стенами. Все страсти того мира — злоба, конфликты, проблемы — как бы остаются за стенами храма, мы входим в иное миробытие. И это не просто эмоциональное восприятие архитектуры, музыки или изображений. Это реальное восприятие нашим умом и сердцем иного миробытия, потому что в храме присутствует благодать Божия, Божественная энергия. И часто, даже будучи невоцерковленными, мы сердцем чувствуем эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознает, что из храма он выходит каждый раз более сильным, спокойным, уверенным, потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.
Бывает и так, что мы встречаемся с Богом вне храма, когда что-то происходит в нашей жизни. Иногда мы проходим через скорби, болезни, порой смертельные болезни, получая по своим собственным молитвам или по молитвам близких исцеление, этот факт потрясает нас, и мы встречаемся со Христом. А бывает и так, что мы встречаемся с Богом, встречаясь с другим человеком, чувствуя любовь, которая от него исходит, и через соприкосновение с добрыми людьми, а иногда и через погружение в любовь к другому человеку, мы осознаем красоту небесного мира.
Бывает и так, что соприкосновение с человеческим творчеством, с гармонией и красотой, которую творит человек, приводит нас к мысли об общем Творце, Который сотворил гармонию всего космоса и всего мира. Вот почему и соприкосновение с природой, с бесконечным звездным небом способно изменить мысль и жизнь человека. И всякий раз, когда это происходит, мы встречаемся с Богом, как встретился с Ним через Господа нашего Иисуса Христа римский язычник, не ведомый нам по имени сотник, воспылавший такой верой к Господу, которая поразила Самого Спасителя и наверняка всех тех, кто Его окружал.
Вот мы и строим храмы, и проповедуем слово Божие, и будем проповедовать, и будем призывать людей открыть свое сердце навстречу Господу. И если кто-то еще не встретил Спасителя мира, он непременно встретит, если этого желает. Пусть же строительство и освящение величественного Свято-Троицкого кафедрального собора в городе Брянске поможет многим жителям сего града и области, через соприкосновение с этой красотой и этим духовным величием, встретить спасающего Бога на своем жизненном пути.
В память об освящении кафедрального собора я хотел бы преподнести Казанский образ Божией Матери. Пусть Царица Небесная покрывает Своим Покровом жителей города Брянска и всех, кто с верой и открытым сердцем будет приходить в этот святой храм.
Для всех же вас, мои дорогие, я хотел бы передать Патриаршее благословение в виде этой небольшой иконочки Святой Троицы.
Моя особая благодарность Вам, владыка Александр. Вы завершили строительство этого храма. Сравнительно недавно Вы вступили в управление Брянской епархией, но душа Ваша прилепилась к этому месту, к этому народу, к этим святыням, и верю, что Вы употребите все свои силы, образование, знание и опыт, чтобы способствовать духовному развитию вверенной Вам паствы.
Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить тех, кто внес свою лепту в созидание этого Божиего дома. Более же всего благодарю народ верующий, который пожертвованиями своими и молитвами своими приблизил этот исторический день в жизни города Брянска и Брянской области. Пусть благодать Божия, исходящая от Пресвятой Троицы, пребывает над сим градом, над его жителями, над жителями Брянщины и над всей исторической Русью. Аминь."
Дополнительно:
Освящение Свято-Троицкого кафедрального собора