Год постройки: 1949 г.
Адрес: г.Брянск, улица Фокина, дом 35.
Трагедия в кинотеатре "Октябрь" — самая страшная брянская катастрофа мирного времени. Более тридцати лет об этом событии не принято было говорить вслух. О жертвах трагедии в годовщины их гибели вспоминали только родные и друзья. Замалчивание рождало массу слухов, порой самых невероятных.
Стремительно выстроенный на пустыре, где до войны ставили цирк-шапито, по легенде "Октябрь" своим появлением обязан воле Сталина. Вождь узнал, что брянские жители вынужденно смотрят кино (по Ленину — важнейшее из искусств) в помещении бывшей столовой на улице Калинина. Ну, и велел исправить беспорядок.
В действительности, как утверждает Егор Ратинков, в конце сороковых бывший охранником первого секретаря обкома партии Егорова, инициатива с кинотеатром принадлежит Егорову. Ратинков был свидетелем телефонного разговора Егорова со всемогущим Маленковым. Первый секретарь обкома просил денег на кинотеатр, и Маленков дал, но при условии, чтобы освоили средства за полгода.
Суматоха началась страшная. Благо строителей — немецких военнопленных — в Брянске было много. Егоров взял стройку под свое крыло. Как говорится, дневал и ночевал. Построили быстро. Построили по тем временам дворец. С колоннами, лепниной, красивым фойе, колоннами в зале и огромной люстрой под потолком. Тогда все было так, без промежутков. Или барак, или дворец. И существование дворцов должно было показывать перспективу будущей замечательной жизни обитателям бараков. По сторонам спроектированного московским архитектором Г.Н. Зелененым и построенного в 1949 году кинотеатра "Октябрь" возведены два здания: Дом книги слева и жилой дом № 37 справа от него. Оба дома построены по проектам архитектора-художника В.Н. Городкова. Совместно с кинотеатром они образовали небольшой архитектурный ансамбль.
В кинотеатр "Октябрь" ходили с радостью и гордостью. Поход в кино был праздником. Тем более что новых фильмов, как и новых кинотеатров, было немного. Тем более что "Октябрь" считался не только самым лучшим в городе, но и носил почетное звание "Лучший кинотеатр РСФСР".
В тот день, 25 апреля, на дневном сеансе, например, показывали документальный фильм "Будни украинского колхоза". Просто — будни, просто — колхоза. Понятно, что "Сорока-воровка", драма, снятая по одноименному произведению Герцена, в споре за зрителя с "Буднями..." имела несомненное преимущество.
Стоял тихий теплый весенний вечер. Перед кинотеатром толпились празднично одетые люди. Билеты на вечерний сеанс были распроданы все, даже на приставные места. В зрительном зале находилось более пятисот человек. Никто из очевидцев сейчас уже и не вспомнит всех перипетий сюжета этой драмы. Зато все вспоминали эпизод, которого не было в повести. Старый князь Скалинский домогается взаимности от юной крепостной актрисы. Та подводит старика к зеркалу и говорит: "Посмотри на себя, князь". В повести Скалинский набрасывается с кулаками на девушку. В фильме он тростью разбивает зеркало. Князь на экране ударил тростью по зеркалу, и вдруг на белом полотне появилась какая-то пыль, и будто дробью ударили то ли по потолку, то ли по крыше. Многие потом говорили, что подумали: так, наверное, и быть должно, наверное, это с кино связано. Посыпалась труха, однако экран не потух. Рухнула огромная балка, затем другая, огромная люстра...
В считанные секунды зал погрузился в темноту и тишину. Мгновение спустя со всех концов зрительного зала послышался не крик и не стон, а какой-то нечеловеческий вой. Люди начали метаться в панике, не понимали, что произошло, не знали, что делать.
...Потом говорили, что огромная люстра пробила пол и "ушла" в подвал. Это неправда. Как и то, что на крыше стояли какие-то "моторы" "репродукторы", и от резонанса звука — удар по зеркалу в фильме — не выдержал потолок.
Причина была иная и куда более прозаичная. Как свидетельствуют очевидцы, потолок стал ползти и оседать, начиная от киноэкрана, увлекая одну балку за другой. Причем он упал-то не плашмя, а боком. Где-то балка рухнула в ряд (девятый — десятый) и кусками побила многих насмерть или покалечила. Где-то куски, обломки потолка упали на колонны, на спинки стульев-кресел. Кресла были мощные, привинченные всем рядом к полу, что и сообщило конструкции неожиданную жесткость.
Эти кресла и спасли десятки людей. Тех, кто успел согнуться, сползти, спрятаться. Это удивительно, но это так. Вместе с мусором, опилками, кусками штукатурки большая часть зала оказалась засыпана черной шлаковой пылью. Многие в этой пыли и задохнулись. Оказалось, для утепления потолок засыпали полуметровым слоем шлака.
Зрители, которые смогли выбраться из зала, вызвали пожарных. К кинотеатру стали сбегаться люди, услышавшие сильный хлопок и почувствовавшие в воздухе какой-то странный запах.
Но первыми к месту трагедии, словно стервятники, слетелись мародеры. Об их присутствии свидетельствуют сами пострадавшие, которые находились под завалами. Мародеры срывали золотые украшения и с мертвых, и с живых. Более "совестливые" обрывали тяжелые бархатные портьеры. С появлением милиции грабители исчезли в темноте соседних дворов.
Из представителей официальной власти к кинотеатру прибыл живший на той же улице первый секретарь Советского райкома Федор Александрович Костин. Узнав у совершенно растерявшегося директора кинотеатра, что никаких действий еще не предпринято, Костин позвонил в воинскую часть и вызвал военных. По сигналу тревоги Гражданской Обороны подняли всех врачей в городе. Тут, видимо, стоит пояснить, что такое сигнал тревоги ГО. В то время в каждом доме были радиоточки. Все военнообязанные (в их число входили и врачи) должны были иметь эти радиоточки постоянно включенными. Через них из штаба ГО подавались сигналы тревоги и инструкции для дальнейших действий. Для всего остального населения сигналы тревоги подавались с помощью сирен, установленных на крупных промышленных объектах. Услышав эти сигналы, жители обязаны были включить радио.
Эта ночь была страшной. Мертвых и раненых доставали из-под обломков кинотеатра до самого рассвета. В больницы пострадавших доставляли не только машины скорой помощи, но и таксисты, пожарные, и немногочисленные владельцы частных автомобилей. Обезумевшие от горя люди разыскивали своих родственников. Видавшие виды врачи вспоминают, что никогда им не доводилось наблюдать такого кошмара: бесконечным конвейером приносили людей с разбитыми руками, ногами, лицами. Хирурги сутками не покидали своих рабочих мест.
Рано утром в воскресенье фабрика "Десна" получила особое задание — делать гробы.
На следующее утро воскресные выпуски газет о ночном происшествии не обмолвились ни словом. В "Брянском рабочем" в то время существовала рубрика "Вчера в Брянске". В воскресном номере газеты в этой рубрике рассказывалось, что: "...тысячи трудящихся города приняли, вчера участие в работах по благоустройству...", "...вчера в Доме культуры облпромсовета состоялся диспут на тему "В чем счастье советского человека"".
Жители соседних городов узнали о случившемся из сообщений "вражеских" радиостанций "Голос Америки" и ВВС. Не секрет, что тогда в Союзе зарубежные радиостанции слушали если не все, то каждый второй. Государство естественно пыталось с этим бороться следующим образом: советская промышленность выпускала радиоприемники, диапазон которых начинался с тех волн, которые до диапазона вещания "вражьих голосов" не доставали. Власти считали, что вопрос закрыт. Но умельцы умудрялись так переделывать приемники, что они преспокойно ловили любые частоты. Тогда же и родилось фольклорное: "Есть привычка на Руси, ночью слушать Би-Би-Си...".
Но как же за океаном и в Европе узнали о брянской трагедии? По всей вероятности, дело обстояло так: в Москве работали аккредитованные журналисты иностранных радиостанций, и хотя Брянск был тогда закрытым городом, шила в мешке не утаили.
Кстати, информационная блокада была еще и телефонной — разговоры на эту тему тот час же прерывались. Вот цитата из статьи в газете "Брянское время", впервые написавшей о той трагедии в 90-х годах: "Сестра Маши Фирсовой узнала о несчастье в ту же ночь по "вражьему голосу". Позвонила из Смоленска: "Что у вас?" Мать успела ответить, что Маша попала под обвал, и тут же их разъединили".
Не был объявлен траур. Никогда так и не был составлен полный официальный список погибших. В июне 1959 года в Москву, в ЦК, была представлена секретная справка. Согласно ей сорок четыре человека погибло сразу, трое умерли позже в больнице. Хоронили жертв трагедии в течение нескольких дней. Хоронили без музыки, лишь два духовых оркестра встречали процессии возле кладбища. Вся улица Красноармейская была оцеплена милицией. На похоронах присутствовало очень много народу. Пытаясь выяснить точное число погибших, считали гробы. Их было гораздо больше сорока семи. Все очевидцы как один сходятся во мнении, что в кинотеатре погибло не менее двухсот пятидесяти человек.
На девятый день трагедии в руки гипсовой скульптуре, находившейся в сквере за "Октябрем" кто-то вложил большой деревянный крест. Милиция и КГБ переполошились, власти боялись провокаций и стихийных беспорядков. Но "злоумышленников" так и не нашли.
Хотя в городе было спокойно, рано или поздно нужно было давать ответ на вопрос, кто же виноват в этой чудовищной трагедии. Выдвигались версии о террористическом акте и диверсии пленных немцев, строивших кинотеатр. Но все оказалось намного банальней.
Конструкции здания держались "на честном слове". По легенде своим существованием кинотеатр был обязан самому товарищу Сталину. Якобы, узнав, что жители Брянска смотрят кино в помещении столовой, вождь распорядился построить в городе кинотеатр. На самом деле инициатива строительства принадлежала первому секретарю обкома партии Александру Николаевичу Егорову. Он выпросил деньги у Маленкова. Деньги выделили, но с условием освоить за полгода. Почему назывался именно такой срок, никто не знает. В заключении комиссии по расследованию причин катастрофы значилось, что "...трагический случай явился следствием преступно халатного отношения к качеству строительных работ и эксплуатации кинотеатра".
Двенадцатиметровая портальная балка была сбита из досок гвоздями. Под тяжестью огромной люстры она стала провисать. Балку привязали к находящейся над ней деревянной ферме. Но конструкция эта долго не выдержала, балка лопнула и лавиной потянула за собой весь потолок.
В городе начались массовые проверки всех учреждений культуры. Многие партийные функционеры и ответственные работники потеряли свои должности. Кого-то исключили из партии. Даже председатель облисполкома Дадонов получил выговор.
Но этих мер при такой страшной трагедии было недостаточно. Кто-то должен был предстать перед судом и понести уголовную ответственность. И такого человека нашли. Им стал директор кинотеатра Дмитрий Панков. Хотя вина его в этой катастрофе была минимальной. Как выяснилось позже, именно Панков долгие месяцы обивал пороги вышестоящих инстанций с заявлениями о плачевном состоянии здания кинотеатра. Говорил о том, что по ночам в зрительном зале слышен треск, предупреждал о возможных последствиях. До катастрофы его никто не слушал, а после трагедии сделали крайним. Дело в отношении Панкова за неимением в его действиях состава преступления было прекращено лишь в 1960 году постановлением пленума Верховного Суда СССР.
Кинотеатр быстро отстроили. Все перекрытия сделали металлическими, люстру вешать не стали. 21 мая 1960 года в газетах вновь появились объявления о кинорепертуаре "Октября". Но построенное изначально на слабых грунтах здание постепенно опять стало давать трещины. К сожалению, один из лучших микроансамблей городского центра был нарушен.
Здание кинотеатра в 2001 г. было снесено, а его место занял молодежный центр "Сити Холл", построенный с претензией на адекватную замену утраченного объема кинотеатра.
для написания статьи использовались материалы следующих авторов:
Е. Званская "Октябрь", унесший столько жизней", Ю. Фаев "Катастрофа"