В воскресенье, 29-го января, в Орле епископом Мисаилом совершен был чин поставления матушки Валентины в игуменьи Петровского монастыря, причем ей вручен был игуменский жезл, символ власти. На другой день, по возвращении в Брянск новопоставленной начальнице устроена была торжественная встреча в обители, и старший священник отец В. Тростнин при входе игуменьи в храм произнес следующую речь:
Высокопреподобнейшая мать игуменья Валентина!
Не мы одни сретаем тебя здесь у прага церковного, но вместе с нами сретают тебя в таинственном благодатном присутствии своем Сама Матерь Божья – Царица неба и земли, сам Основатель обители сея святый благоверный князь Олег брянский чудотворец и святые первоверховные апостолы Петр и Павел, во имя которых издревле основалась сия святая обитель, в настоящее время изволением божественным вверенная твоему мудрому водительству, твоему бдительному надзору и охранению. Я, как пастырь обители сея, с благоговением в душе своей внимаю Божественному Промышлению о сем радостно восклицаю: дивен Бог во святых Своих и во святых нового Израиля! Настоящая наша радостная встреча да послужит нам предзнаменованием и залогом того, что во время твоего игуменства оправдаются надежды и упования, возлагаемые на тебя сестрами обители сея. Не даром избрание твое на игуменство совершилось как бы чудесно… то же мне теперь сказать как пастырю в назидание и руководство при предстоящем многотрудном твоем игуменском служении? Ты видела пред собой в продолжении прожитых тобой многих лет в обители сей трех настоятельниц, немалое время управлявших обителью сею. Так: возьми в пример подражания у них то, что усмотрела лучшего и благовременного в их управлении. А паче всего учись своим обязанностям у Самого Спасителя нашего, Который заповедал: "болий в вас да будет вам слуга" (Мф. XXIII, 11). В этих словах и заключаются все твои игуменские обязанности в отношении к подчиненным тебе сестрам. Тебе вверено не одно настоятельское-игуменское управление и распоряжение над сестрами-инокинями, но вверено и материнское попечение о каждой из них. Ты с сего времени, по сознанию нашему, для инокинь сих - общая мать, покровительница, наставница и руководительница. Обязанность сия так велика и многозначительна, что превышает собой силы человеческие. Ее трудность сознавали и великие подвижницы веры и благочестия. При исполнении ее на тебя возложена обязанность заботиться не о внешнем только благосостоянии сестер твоих, но и о спасении души каждой из них. На тебя возложен труд – стараться быть всем вся, да всяко некие спасешь от падения и от соблазна: в одном случае потребуется от тебя строгость и правосудие, а в другом – кротость и снисходительность, покрываемая любовью. По этой любви на тебя возложен долг относиться ко всем одинаково и с равным благожеланием, не показывая никакого пристрастия и послаблении. По этой любви ты должна делать другим то, чего сама ожидаешь от других, и не желать им того, чего не желаешь себе. Впрочем, всех правил в настоящее время, в настоящей встречной речи мне неудобно пересказать тебе. Восприяв убо жезл игуменского служения ко благу обители святой, жаждущей зреть в тебе матерь по сердцу сестер и по душе всех, вниди во святилище сие с твердой верой и с полным дерзновением возложи упование свое на Господа: Он Сам молитвами и предстательством Своей Матери, святого благоверного князя Олега брянского чудотворца, основателя обители сей, наставит тебя достойно и праведно проходить многотрудное игуменское служение и добре управлять сестрами обители сей. Аминь.
По входе в храм последовало другое слово, отца дьякона Г. Архангельского:
Буди имя Господне благословенно отныне и до века.
Святая обитель сия, священнослужители и сестры приветствуют в божественном храме сем грядущую к нам в мире и любви всепочтеннейшую мать всечестную игуменью Валентину. Да благословит Всевышний вхождение твое, мать всечестная игуменья! Да будет светел и радостен грядущий полезный подвиг твой и грядущие труды и радения твои на возсозидание и украшение божественного храма сего и святой обители сей. "Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит" (Пс. XIX, 5), и обитель сия да преуспеет и процветет во дни твои и да озариться с высоты небес светом и миром, радостью и вселельем. Мы же, братия и сестры, в сей день соединим вкупе наши молитвы и вместе с прибывшей к нам в мире и любви всечестной матерью игуменьей вознесем моления наши ко Отцу и Царю Небесному. Возблагодарим Господа и припадем с мольбами нашими перед святыми иконами Казанской и Иверской Пречистой Богоматери и святого благоверного князя Олега. Возблагодарим Господа! Буди имя Господне благословенно отныне и довека. Аминь.
Затем отслужено было молебствие с припевами Божьей Матери и преподобному князю Олегу брянскому чудотворцу, а при окончании возглашено было обычное многолетие: Государю Императору и всему Царствующему дому, равно и новопоставленной игуменьи матушке Валентине с сестрами обители. После литургии в покоях ее высокопреподобия предложен был чай и закуска, а трапеза сестрам была как в дни высокоторжественные.
Брянский Вестник, № 10, 17 (5) февраля 1895 года.
***
Масленица – замараха,
Ай люли, замараха,
Отдадим тебя за монаха,
Ай люли, за монаха…
Так один из вариантов нашей брянской песни говорит про широкую масленицу. Но песня эта, как известно, старинная, поэтому весьма может быть, что брянская масленица была когда-то не только замарахой, но и совсем грязной персоной. Теперь же, как показала минувшая масленица, вся грязь, присущая этому веселому и обжорному времени, отошла у нас в область преданий. Даже в отдаленных улицах города не слышалась былая разгульная песня, не тиликала пресловутая гармоника, не бродили пьяные толпы буйных молодцев, не висела в воздухе брань крепкая, забористая, и к величайшему удивлению – не лежали у питейных "тела мертвые". Все это дела дней более или менее давно минувших. Напротив, в прошедшую масленицу мещанство наше, видимо привыкая входить уже в колею культурной жизни, чинно прогуливалось по городу, смотрело оживленную санную езду по Десне и Московской улице, любовалось также катком, на котором пять последних масленичных дней были многолюдные вечерние гуляния с музыкой, иллюминацией и фейерверком, и прочее. Гуляньям этим весьма благоприятствовала ясная, тихая и не очень морозная погода.
Прощеный день тоже был погожий, благодаря чему собор во время поздней обедни был переполнен молящимися. Торжественности богослужения гармонировало хорошее пение соборного хора, которым весьма недурно была исполнена херувимская и концерт: "На реках вавилонских". В конце литургии отец протоиерей Александров произнес приличное прощеному воскресенью, краткое, но весьма назидательное слово на текст: "Нощь убо прейде, а день приближися" (Римл. XIII, 12). Ночь – это, по мысли проповедника, греховное прошлое человека, и с этим прошлым каждый христианин необходимо должен свести счеты в прощеный день, дабы, искренно покаявшись в предстоящем посту, радостно встретить светлый день Воскресения и обновления; сведя счеты с собственной совестью, христианин, следуя словам читанного на литургии евангелия, должен простить ближним все согрешения и полученные обиды. "Простите, братия, и меня, грешного!" - закончил свое слово проповедник при трогательном обоюдном земном поклоне пастыря и пасомых.
Часа через два по окончании литургии в соборе, началось по обычаю, заведенному исстари стечение народа, особенно сельского – в Петропавловский монастырь для присутствования на вечерне, сопровождаемой пением пасхальных ирмосов. Весь монастырский двор, как и в прежние годы, уставлен был и городскими и деревенскими санями, храм же не мог поместить всех богомольцев, большая часть которых стояла поэтому у дверей паперти.
После монастырской вечерни, вслед за разъездом с Петровской горы целой вереницы саней с богомольной публикой, началось оживленное катанье и гулянье по главным улицам города, и потому-то, очевидно, на вечернем народном чтении в женском училище в тот день было всего 45 слушателей. При этом учителем нижне-николаевского церковно-приходского училища П.Я. Кудрявцевым была прочитана брошюра А.М. Плечко: "Московский Кремль", состоящая из двух частей, из которых в первой толково и назидательно описываются святыни Кремля: Успенский, Архангельский и Благовещенские соборы и другие исторические церкви, причем упоминается о чудесах от иконы Владимирской Богоматери и приводятся поучительные страницы из жития св. Филиппа, митрополита московского, и царевича Дмитрия; во второй же довольно подробно описываются дворцы, палаты и другие кремлевские достопримечательности: колокольня Ивана Великого, царь-колокол, и прочее. Чтение сопровождалось 28-ю туманными картинами.
В тот же день, 12го февраля, в силу постановления брянского отделения орловского комитета народных чтений на заседании, бывшем 5-го сего февраля, должно было состояться первое народное чтение в Новом Брянске. Приветствуем благой почин и желаем полного успеха ново-брянцам на поле сеяния духовной пищи.
Брянский Вестник, № 12, 2 (19.02) марта 1895 года.
***
При многих монастырях Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерний с нынешнего года, как сообщает "Курьер", впервые приступают к устройству практических школ пчеловодства. Не мешало бы подумать о сем и нашим монастырям, как известно пользующимся немалыми угодьями, например, Белобережской пустыни, Свенску и Клетне: в последней несколько лет тому назад насчитывалось до ста колод, а теперь вероятно их больше. Интересно бы знать – как ведется пчелиное хозяйство нашей успенской церковно-приходской школы? Петровскому женскому монастырю то же бы подстать заняться пчеловодством, все быть может был бы какой-нибудь доход, какое-нибудь подспорье, все лучше, чем посылать сестер за сбором в мир и вечно питаться подаянием. В этом отношении неподвижность наших брянских обителей по истине изумительна, хотя для начала какого-либо полезного предприятия нельзя сказать, чтобы у них не нашлось средств.
Брянский Вестник, № 16, 25 (12) марта 1895 года.
***
Исправление новой церкви в Петровском монастыре закончено и на днях там происходило малое освящение двух верхних пределов. Постановка крестов на главах также должна быть скоро кончена: по образцу соборного, все пять крестов на Ильинском храме зеркальные в чугунной оправе. В той же обители приступили к поправкам древнего Петропавловского храма, к сожалению искаженного уже позднейшей пристройкой к нему ризницы, словно бы не нашлось достаточно места в дьяконнике для облачения троих священнослужащих. Начался ремонт и некоторых флигелей с кельями. Есть надежда, следовательно, что понемногу монастырь примет подобающий ему приличный вид.
Брянский Вестник, № 27, 2 июня (23.05) 1895 года.
***
На днях появилась в свет тощая брошюрка в десяти неполных страниц крупной печати, озаглавленная: "Брянский Петропавловский женский монастырь". Брошюрка эта напечатана в Брянске, и это обязывает нас в качестве хроникера дать о ней посильный отзыв.
Начать с того, что трудно понять – для чего собственно, для какой надобности потребовался выпуск этой не совсем грамотной компиляции, неизвестный автор которой, видимо, не потрудился хорошенько ознакомиться даже с теми источниками, какие были у него под руками. А таких пособий у него была два: материалы для истории Петровской обители и Елецкого-Троицкого монастыря, заимствованные пишущим эти строки из архива Святейшего Синода и изданные в 1886 году, и "Преподобные князь Олег и Поликарп, брянские чудотворцы", материалы для русской агиологии, вышедшие два года тому назад. Отсюда, из этих двух руководств компилятор мог бы, во-первых, узнать, что монастырь называется Петропавловским не по приделу (sic), а "по церкви, имеющейся в оном монастыре". В силу обычая, приходские храмы весьма нередко носят в народе название своих приделов, но чтобы так именовались и монастыри – на это нет указаний ни в древних актах, ни в документах позднейшего времени.
Для чего в брошюре приведен перечень настоятелей Петровской обители, занимающий почти две страницы – решительно непостижимо. При этом произошло нечто странное: там, где придерживаясь Строева у нас поставлены годы не подряд, а вразбивку, что значит лишь упоминание под известной датой того или другого настоятеля в каком-либо памятнике, у брянского компилятора получило характер положительный, и он между первым приведенным временем и последним годом, не задумываясь ставит тире (знак непрерывности). Так, например, отмечены у него Иона и Варнава второй.
При последнем своем настоятеле, говорит неизвестный компилятор рассматриваемой брошюры – Петровский монастырь пришел в упадок и по указу Св. Синода 1830 года переведен в Елецкий мужской (sic) монастырь, и проч. Между тем, следовало бы сказать, что штат брянского Петровского монастыря перемещен в Елец для – ради основания там Троицкой обители, что последовало по прошению местных граждан.
Летопись на иконе Казанской Божьей Матери приведена в брошюре также как у нас, безымянный автор не дал себе труда восстановить ее по подлиннику, и напечатал ее лишь с выпуском многоточия после слова "благословение". Видимо, знак этот (многоточие) действительно составляет для автора некоторый знак препинания.
Все место об иконе Богоматери, о резных Николае Чудотворце и Параскеве заимствовано буквально от нас, но без указания на источник. Ранее же сведений об Олеге взяты из другой нашей вышепомянутой книжки, также без ссылки на нее, и тут, при этих заимствованиях случилось нечто удивительное. Наша первая из сказанных книжек вышла в 1886 году, когда о мощах святого преподобного Олега не было речи, а главной святыней почиталась копия с Казанской иконы Богоматери. Так это перешло и в рассматриваемую брошюру, автор которой не нашелся сказать хоть чего-нибудь, хотя бы двух-трех слов для подобающего освящения новой святыни Петровского монастыря, мощей угодника божия Олега брянского чудотворца.
О степени понимания того предмета, за который взялся анонимный компилятор, могу служить следующие строки:
"Богослужение (в Петровском женском монастыре) совершается – говорит он – ежедневно по преданиям святых отец. Управление обителию, почти с учреждения ея, игуменское".
Богослужение – скажем на это – не только в женских монастырях, а решительно везде, во всей православной церкви, отправляется ли оно белым или черным духовенством – всегда и во всем строго согласуется с уставом (типиком), а не совершается по преданиям святых отец. Автор брошюры вероятно слышал об уставах, какими в частности руководится общежитие в том или другом мужском монастыре, но чем иногда разнятся между собой мужские обители, даже в отношении некоторых чинопоследовании – в женских монастырях неприменимо. По всей вероятности, аноним намекает на единственное особое богослужение, совершаемое в Петровском монастыре однажды в год, именно на пасхальный канон в неделю сыропустную (в прощеное воскресенье). Но такая вечерня у нас и в других монастырях отправляется разве по преданиям святых отец? Затем, что значит и как понимать выражение, что почти (?) с учреждения Петровской (женской) обители управление в ней было (!) игуменское, когда при восстановлении сего монастыря в первом пункте синодального постановления прямо сказано, что "монахиням в оной (обители) быть двенадцати с игуменьею", и с другого управления как игуменское – в женских монастырях не бывает.
После приведенных перлов, простое безграмотство автора извинительно. Например, он пишет: покоятся вм. - покоются; странноприемный (7) вм. - странноприимный; отворы (10) вм. - створы (части складня), и прочее. Надпись по сторонам резного Николая Чудотворца, приведенная у нас в снимке-факсимиле, аноним рассматриваемой брошюры воспроизвел неточно, и вместо "святы", что он мог передать с раскрытым титлом, у него читается: "сей". Что значит затем помещенное в скобках на 10-й странице: "подлинный текст имеется" - невозможно догадаться, как вообще трудно сказать – зачем, для чего или для кого издаются подобные книжки. Заметим в заключение автору, что икон никогда не жертвуют, а приносят их в дар, и делается это не "от щедрот", как он говорит, а по усердию.
Больше об этой брошюре сказать нечего. Но какое печальное явление представляет она: человек, взявшийся за перо – не мог сколько-нибудь грамотно передать уже готового и честно при этом отнестись к своему предшественнику.
Брянский Вестник, № 28, 9 (28.05) июня 1895 года.
***
Фамильный складень.
В Петровском монастыре, совершается ли служение в древнем соборе или в Ильинской церкви - за правым крылосом неизменно находится старый складень в серебряном окладе. Размером он: в вышину 12 вершков, в ширину в раскрытом виде 13 вершков.
Посередине складня находится икона Казанской Божией Матери в ризе богато украшенной жемчугом и цветными стразами, под образом в киоте (который не выносится из старого собора) тропарь сему явлению иконы, весь сделанный из страз.
На левой створе складня следующие изображения (перечисляем их сверху вниз):
1. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
2. Недреманное Око, с такой надписью чеканом по ризе: "Недремание. ока. Господа нашего Исуса Христа. Не сплю — но храню". Над ложем, на коем возлежит Господь — радуга, у которой слева солнце (день), справа луна со звездами (ночь). У Господа в левой руке хартия, на коей читаем: "Не сплю, но храню Израиля, закон". Десная рука Господа у персей. В изголовьи у Него стоит Приснодева, в ногах ангел с орудиями крестных страданий.
3. Изображение святых, как значится но надписи: Прор. Садофа, Прокопия, Лавра, Герасима и Аверкия.
4. Святые: Параскева, Варвара, Екатерина, Максим и Василий.
На правой створе помещено:
1. Благовещение Божией Матери. Пресвятая стоит возле храма (или быть может у колодца: по чекану трудно догадаться что хотел тут изобразить делавший оклад, а ризу мы не решались тревожить). К Приснодеве летит небесный вестник. В правом верхнем углу Господь возседит на облаках.
2. Ангел-хранитель. Икона представляет комнату, в коей на первом плане некто изображен лежащим. В изголовьи у него сидит ангел, другой ангел стоит в ногах. На втором плане, созади лежащего, помещен на стене деисус в размере менее погрудного, а под сей иконой в дверях надпись:. "Храни человеки Твоим крестом". — Вся же икона носит сверху такое изречение: "Ангел Господень, хранитель: храни всякаго человека во дни и в ноци спящаго от лукаваго диавола".
3. Святые: Алексей, Сергей, Флор, Никита, Феодосий.
4. Святые: Дария, Мария египетская, Иулиания, Евдокия и Пелагея.
На гребне складня изображение Похвалы Богородицы.
Некогда складень принадлежал монахиням Петровского монастыря, родным сестрам Елене и Елизавете Соколовым. Образом этим отец их Иван Николаевич благословил при поступлении в сию обитель в самом начале преобразования ее из мужской в женскую, что было в 1836 году, а Соколовыми икона принесена в дар монастырю.
По стилю, живопись складня относится к типу письма суздальского, притом невысокого достоинства, и от времени она несколько потемнела. Риза для своего времени сделана весьма хорошо, обличая руку мастера, хотя и не из особенно выдающихся. В складне сем помимо его старины, останавливает параллелизм двух вторых икон: Недреманного Ока и Ангела хранителя.
Обе они олицетворяют одну и ту же мысль: напоминание о молитве к Богу — чтобы всегда сохранил Он человека на всех путях его жизни.
Образ Ангела со своею надписью понятен, и о нем мы скажем ниже. Сугубо аллегорически представлено Недреманное Око. Основная мысль здесь выражена глубже. К иллюстрации на тексте: "Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля... Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию" (Пс. СХХ, 4, 6), прибавлена еще радуга, символ примирения Бога с человеком, прощения грешного мира. Все это вместе взятое, напоминая о прошлых судьбах человечества, денно и нощно свидетельствует о бренности земного. Но Господь не до конца прогневался на человека. После жертвоприношения Ноя, Он "размыслив" сказал праотцу: "не приложу к тому прокляти землю за дела человеческая, зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его: не приложу убо к тому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих. Во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут". Вслед засим Бог благословил Ноя и сыновей его. В знамение же прощения и завета с людьми Господь положил дугу свою: "и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею... и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть".
"Не сплю, но храню" — повторенное два раза (в надписи и на Хартии, держимой возлежащим Господа) — есть собственно парафраза вышеприведенного стиха из СХХ псалма.
Таким образом, рассматриваемая икона выражая напоминание человеку о всегдашней его греховности [прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его.., во гресех роди мя мати моя (Пс. L,)], и проч., говорит вместе о прощении Господом законопреступного человека (прообразовательно и об Искупителе вземшем грех мира), здесь же выражается надежда на благость Божию и вера в Промысл (се не воздремлет, ниже уснет... "Не сплю, но храню").
Рядом с Недреманным Оком — Ангел-хранитель, к которому человек ежедневно обращается с молитвою — чтобы не дал он места лукавому демону обладать насильством смертного телесе и сохранил от всякого искушения противного: "и молися за мя ко Господу — так заканчивается обращение к ходатаю пред Богом — да утвердить мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости".
Два величайших ветхозаветных события — Введение во храм Приснодевы и Благовещение — также прообразовательно говорят о надежде искупления Спасителем рода человеческого от греха, проклятья и смерти.
Помещение в складне избранных святых видимо указывает, что рассматриваемая икона составляла семейную святыню, и почти вне сомнения образ исполнен по желанию женщины, благочестивая мысль которой выражена здесь так ярко и с таким глубоким пониманием священного текста. В более конкретном смысле, складень представляет превосходный комментарий к предначинательному богородичну Канона Ангелу-хранителю ("Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую", и прочее), и тут он в полной гармонии с тропарем явлению иконы Богоматери именуемой Казанския, от первых слов сего молитвенного обращения, как к "Заступнице усердной", и кончая последним упованием:... "Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим".
По субботам на заутрени по 6й песни перед складнем сим отправляется акафист Казанской Богоматери, для чего икона полагается на аналой посреди храма, и вся служба совершается благолепно.
Брянский Вестник, № 1, 19 (07) января 1896 года.