Предлагаемые материалы печатаются в своем первоначальном виде, почти без всякой обработки, чем сохраняется достоинство их как исторических документов. Некоторая отрывочность и краткость сведений, относящихся к позднейшему времени - неизбежна, и восполнить этот пробел можно разве впоследствии, при обстоятельствах более благоприятных, чем те, в коих находился издатель.
***
Брянский Петропавловский, или иначе Петровский женский монастырь восприял начало свое назад тому полвека. До того времени обитель была мужская.
В каком году построен сей монастырь, по какому случаю, по чьему дозволению, кем именно и чьим иждивением - сведений не сохранилось.
Первое косвенное известие о нем относится к концу XIII века. В сказании о Свенской чудотворной иконе Божией Матери говорится, что "в лето 6796 (1288) благоверный великий князь черниговский Роман Михайлович, будучи в своей отчине, во граде Брянске, по Божию изволению ослеп очима, и слышав о чудесах и исцелении бываемых от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Печерския и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в оный Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске тоя чудотворныя иконы к нему во град Брянск, для испрошения от нея исцеления...". Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее, поясняет, что великий князь Роман брянский послал в Киев вместе со священниками и "архимандрита Петровскаго" (Брянского монастыря). Следовательно раньше Свенского существовал Петровский монастырь. Был ли это просто архиерейский дом во время пребывания в Брянске черниговских владык - утвердительно сказать нельзя и согласиться с таким предположением трудно.
Другое известие о Петровском монастыре относится к началу XVIII века (1702), когда по прошению брянских помещиков Саловых от преосвященного Стефана, митрополита рязанского и муромского, дана была грамота на построение в том монастыре каменной церкви вместо деревянной.
"Название свое имеет по городу и по имеющейся в оном монастыре во имя святых апостолов Петра и Павла церкви. Начальство с давних лет по 1764 год было архимандритское, с коего-ж именно времени и почему учреждено - на то письменных доказательств не оказалось, а с 1764 года доныне состоит игуменское" - так позднее (1781) сообщал Синоду севский епископ Амвросий. "Оный монастырь состоит в городе Брянске, на горе, над рекою Десною. Достопамятный происшествия какие были-ль - о том известий не оказалось" (дело Архива Св. Синода 1781 года, т. II, к № 488).
Побуждения, коими руководились при учреждении женской обители, изложены Святейшему Синоду преосвященным Никодимом, епископом орловским и севским, который так писал в своем доношении (дело архива Св. Синода 1833 года, № 404):
Прошлаго 1831 года, октября 26 дня, в поданном ко мне прошении города Брянска второй гильдии купцы Иван и Косьма Ивановы дети Семыкины объяснили: что 1829 года, декабря 23 числа, просили меня они, Семыкины, прошением о восстановлении существовавшего с давних времен до 1764 года в городе Брянске Вознесенского девичьяго монастыря, в том 1764 году по Высочайше конфирмованным на духовные места штатам упраздненного и в 1796 году приписанного к брянскому третьеклассному Петропавловскому мужскому монастырю, в который из Вознесенского и все церковное и монастырское имущество, кроме нужнейших из церковных вещей, оставленных для существующих ныне в том упраздненном девичьем монастыре двух каменных Вознесенской и Казанской церквей с колокольнею - перенесено по описям, хранящимся в орловской консистории, с изъясненным в том прошении обязательством их, Семыкиных, касательно взноса в брянскую градскую думу для вечного приращения на содержание будущих в оном монастыре церковного причта и настоятельницы с сестрами - собственного их капитала двенадцати тысяч рублей и исправления церквей и монастырских зданий собственным их иждивением.
Ныне узнали они, что и означенный существовавший в Брянске издавна же мужской Петропавловский монастырь по прошению елецких граждан уничтожается и штат его перемещается во вновь учреждаемый и устрояемый в Ельце Троицкий мужской монастырь, с обращением остающихся в упраздненном Петропавловском монастыре двух каменных храмов: первого соборного Петропавловского и второго на святых вратах Ильинского - в приходскую церковь, вместо градской деревянной Гробовской, и с учреждением церкви вышеупомянутого бывшего девичьего монастыря приходскою же. Но будучи тронуты чувством совершенного соболезнования об уничтожении издревле бывших в Брянске двух обителей, в коих приносимы были теплые ко Всевышнему молитвы о спасении душ их, а по усопшим поминовение, чего за упразднением и последней Петропавловской, против желания и просьбы брянских жителей, в октябре месяце 1826 года в Святейший Правительствующий Синод принесенной, навсегда лишаются, ибо в самом городе Брянске не остается уже ни единой обители, и движимые душевным усердием и расположением к открытию в Брянске девичьего монастыря, для лучшего в душе спасительной жизни устройства и призрения вдов, девиц и сирот разного звания, имеют искреннее желание, дабы оный был восстановлен по следующим уважительным причинам:
1. Что во время производства дела о перемещении в город Елец штата мужского Петропавловского монастыря, из церквей оного, находящихся в твердости, в настоящей Введения Божией Матери и внутри алтаря на всех стенах штукатурка поновлена, живописью расписана, крыльца с западных и северных дверей снаружи вновь перестроены на доброхотное из них просителей Ивана Семыкина и брянского купца Ивана Бухова подаяние. Потом в недавнем времени как сия настоящая, так и на святых вратах состоящая Ильинская церковь покрыты железом и приведены во всякое благолепие подаянием брянских граждан.
2. Хотя храмы сии обращаются в приходскую церковь вместо деревянной Гробовской, но обширность оных будет несоразмерна с малозначительным количеством гробовских прихожан, коих состоит только 173 души мужского пола, а женского 183, обоего же пола 356 душ.
3. Находящиеся там деревянные в недавнем же времени и со всякою приличностью исправленные для настоятеля и для братии кельи и прочие устройства, равно каменная вокруг всего монастыря ограда, состоящая во всякой твердости, а также занимаемое оным упраздненным монастырем местоположение, нисколько ненужны для Гробовской церкви, ибо оная имеет преизбыточно по планам и межевым книгам собственной церковной земли, пашенной, сенокосной и строевого леса 2635 десятин 3213 квадратных сажень, и сверх того по городовому плану церковных же усадебных четыре места, а потому все означенные кельи и прочее устройство должны впоследствии времени по примеру тому, как и в бывшем девичьем Вознесенском монастыре деревянные кельи и ограда без присмотра и попечительной поддержки ветшают и разрушаются - приходить в таковую же ветхость и наконец совершенно разрушиться и уничтожиться, равно и заведенные сады придут в расстройство к крайнему прискорбию брянских граждан, достаточно приносивших усердные свои пожертвования на поддержание и устройство всех церковных и монастырских зданий.
4. Если деревянная Гробовская церковь имеет какие либо ветхости, по коим дальнейшее существование ее ненадежно, то оные могут быть исправлены, или самая церковь вновь построена на доходы, получаемые с земли и лесных дач, весьма во многом количестве десятин со стоящих.
5. Для учреждения женского монастыря - местоположение, занимаемое упраздняемым Петропавловским монастырем, состоящие в оном храмы божии, настоятельская и братские келии и прочие устройства, заведения и сады - признаются приличными, удобными и весьма полезными.
На содержание же имеющих быть в женском монастыре причта и настоятельницы с монашествующими сестрами, обязуются они, Семыкины, по воспоследовании соизволения и дозволения на открытие и учреждение желаемого ими монастыря, или предварительно внести в московский опекунский совет собственного их капитала государственными ассигнациями двадцать тысяч рублей, да одна благороднейшая особа по искреннейшему усердию ее к желаемой ими женской обители обещает туда же внести десять тысяч рублей, в верности коего обещания они твердо ручаются, а всего составится тридцать тысяч рублей, для вечного обращения и приращены процентами, с тем чтобы билет сохранной казны на сию сумму выдан был на имя того имеемого учредиться женского монастыря и проценты ежегодно получаемы были самою настоятельницею оного. Сверх того, если в церквах и деревянных строениях того бывшего Петропавловского монастыря окажутся какие либо ветхости и неудобства в последних к жительству настоятельницы и сестер, то они, Семыкины, принимают на свою ответственность исправить оные собственным своим иждивением.
Почему и просили по случаю перемещения в Елец штата брянского мужского Петропавловского монастыря исходатайствовать Высочайшее Его Императорского Величества и Святейшего Правительствующего Синода соизволение на восстановление и открытие в Брянске вместо оного мужского - вновь общежительного женского монастыря, с преяшим наименованием его Петропавловским, на обращение в пользу и принадлежность сего женского назначенного к упразднению мужского монастыря зданий церковных и монастырских, и всего вообще церковного, как-то утвари и прочего монастырского имущества, ныне в наличности состоящего, и на определение в него причта, игумении и монашествующих такого числа, какое положено в третьеклассных женских монастырях.
***
Вследствие сего, по сделанным преосвященным Никодимом с орловским гражданским губернатором сношениям, учинены и доставлены 11 марта и 3 июня 1832 года в консисторию от орловского губернского архитектора составленные им при депутате с духовной стороны, Свенского монастыря игумене Амвросии, всему Петропавловскому монастырю со всеми в нем строениями и принадлежащими к оному садами план с фасадом и описание всех зданий, а также и примерная смета, чего будет стоить исправление оных надлежащим и прочным образом.
Из описания сего явствует:
Означенный Петропавловский монастырь обнесен каменною оградою на 230 погонных саженях, толщиною оная один фут, вышиною 4 аршина, прочная; при въезде в святые ворота есть три круглых каменных башни, прочные; святые ворота, над которыми церковь каменная, прочная, кроме крыши на оной; въезжие ворота в ограде: плодовый сад монастыря на 310 погонных саженях, обнесен деревянным забором, который в некоторых местах потребно исправить и на поправку коего по смете назначено 600 рублей; при входе в монастырь с правой стороны - настоятельские деревянные кельи длиною 9, а шириною 5 саженей, довольно прочны и к жительству еще удобны; службы, скотный и конюшенный двор - требуют поправки, на каковую по смете назначено 800 рублей; при входе в монастырь по левую сторону - братский деревянный корпус с четырьмя кельями, 9 сажень длины и 4 сажени ширины: корпус сей предполагается к поправке, на каковую по смете потребно 600 рублей: из двух остальных корпусов - выстроить один для помещения в оном казначеи, просфорни и пономарок и с прочими к оным принадлежностями, на поправление какового потребно 600 рублей; новый предполагаемый корпус, деревянный же, длины 12 и ширины 5 сажень, в коем в середине зала для трапезы, с коридором, снаружи в оную с обеих сторон с восемью кельями, хлебнею, кухнею и кладовыми, на построение коего по смете назначено 6428 рублей, кроме каменных фундаментов, необходимо нужных как под оный корпус, так и под вышеозначенные два, равно и под настоятельские кельи, на исправление коих по смете назначено 8428 рублей. Каменная церковь настоящая холодная, с теплою трапезою, с двумя приделами в оной, с колокольнею - состояния прочного; крыша на настоящей покрыта железом, а на теплой, на алтаре и колокольне - тесом; по смете на покрытие оных назначено железа с работою на 1440 рублей, а на все исправления с возведением нового корпуса предполагается десять тысяч четыреста шестьдесят восемь рублей.
Затем 1 ноября 1882 и 9 января 1888 года доставлены в консисторию от означенного свенского игумена Амвросия:
Письменное брянских купцов Ивана и Косьмы Семыкиных обязательство, что они сверх жертвуемых ими 20 тысяч и одною благодетельною особою 10 тысяч рублей для содержания причта церковного и чина монашеского и построение нового деревянного корпуса, также и исправление всех ветхостей приемлют на собственный же их капитал, обязуясь употребить оного 10468 рублей, так как сие количество и по смете архитектора признается на то достаточным.
Два билета, выданные из московского опекунского совета на положенные уже ими, Семыкиными, 20000 и одною благороднейшею особою 10000 рублей во всегдашнюю пользу предполагаемого учредиться женского монастыря.
***
По справке в консистории оказалось:
Бывший в городе Брянске за рекою Десною Вознесенский девичий монастырь, по утверждении в силу состоявшихся в 1764 году Высочайше конфирмованных духовным местам штатов, приписан в 1796 году к Петропавловскому монастырю, до обветшалости которого и все имущество, кроме нужного для церквей - перенесено в помянутый Петропавловский монастырь.
Вследствие указа из Святейшего Правительствующего Синода от 31 июля 1811 года, последовавшего к преосвященному Досифею, епископу бывшему орловскому, которым требовалось сведение, какие по духовному ведомству вновь казенные построения и починки, коих положенными по штатам суммами или другими какими средствами исправить неможно, должны быть построены вновь или исправлены на счет строительного по Государству комитета – на предписание консистории бывший брянского Петропавловского монастыря архимандрит Амвросий с братиею репортом донесли, что на состоящей в том монастыре соборной каменного здания церкви: на алтаре, также и на трапезе, в коей две придельных церкви - крыша деревянная от давнего времени обветшала и местами есть течь, да на имеющейся на святых вратах Ильинской церкви крыша деревянная также обветшала; сверх того, находящиеся деревянные настоятельские кельи от давнего построения совсем обветшали и крыша на оных деревянная совсем сгнила, а от большой ветхости фундамента на одну сторону похинулась; внутренность же их, то-есть: стены и полы - крепки, все сие по перестройке к житию может быть весьма способно, но на сумму по штатам отпускаемую таковых ветхостей исправить никакими средствами неможно; по смете же губернского архитектора, доставленной тогда в консисторию, на перекрытие по старым стропилам в оном Петропавловском монастыре двух церквей потребно было 3853 рубля 75 копеек, да на поправление находящихся в оном же монастыре настоятельских деревянных келий 4324 рубля 25 копеек, а всего 8178 рублей; с прописанием чего представлено было Святейшему Синоду от 11 мая 1814 года, с приложением той архитекторской сметы и плана настоятельским кельям - на благорассмотрение.
Указом же из Святейшего Синода того 1814 года июня 25 дня предписано:
Как Высочайше утвержденного в 15 день июля 1812 года журнала соединенных департаментов Государственного Совета 1-м пунктом повелено: «Остановить все по Империи гражданские строения, какого бы они ведомства ни были, не исключая и цивильных строений», то ветхости на церквах и настоятельских кельях самонужнейшие и такие, кои не могут терпеть никакого отлагательства – исправлены бы были, по рассмотрению преосвященного, экономическою, ежели есть, или неокладною монастырскою суммою, при котором указе возвращены и означенные план и смета.
***
Потом настоятель Петровского монастыря, архимандрит Досифей, в 1814 году доношением прописал: Так как в настоящей оного монастыря церкви Введения Божией Матери и внутри алтаря необходимо нужно на всех стенах штукатурку поновить и иконописью расписать, крыльца с западных и северных дверей снаружи вновь перестроить, на что изъявлена помощь доброхотных дателей, брянских купцов: Ивана Семыкина и Ивана Бухова, по усердному на таковое богоугодное их дело желанию, - просил на сие дозволение, каковое и дано ему; а 1817 года, августа 22, тот же архимандрит Досифей репортом донес консистории, что штукатурка внутри настоящей церкви на стенах и во святом алтаре поновлена и расписана иконописью, крыльца также снаружи перестроены, и сии поправки учтены сверх сметы архитектора, но крыша на настоящей, осмерике, алтаре и на трапезе с двумя приделами и на церкви, что на святых вратах - не перекрываны, также и настоятельские кельи доселе находятся не перестроенными, по прошествии же сего времени еще более обветшали и теча умножается, на что по смете архитектора назначено 8178 рублей, без чего оного строения положенною по штату, ежегодно отпускаемою суммою перекрыть неможно по бедности оного монастыря, не имеющего почти никаких неокладных доходов, поелику мельница Всемтлостивейшее пожалованная монастырю хотя и отведена, но в отдаленном месте, на ключевом ручье, который от засорения ключей пересох, и потому за неимением воды никакого дохода монастырю и на содержание братии не доставляет, а землею монастырь еще не наделен. О сем доносимо было Святейшему Синоду еще преосвященным Ионою, бывшем епископом орловским, на благорассмотрение, от 20 июня 1818 года, а потом, вследствие указа из Святейшего Синода, препровождены были в оный от него-ж, преосвященного, составленные губернским архитектором Петонди двум церквам, Введенской и Ильинской, примерные сметы, как на починку их, так и на приведение в приличный храму божию вид, также планы и фасады, с исключением в тех сметах, что к церквам сим: первой - предположено архитектором прибавить вновь три портика или паперти, на настоящей церкви вместо пятиглавия - пьедестал (?) и на колокольне - у 8-й колонны ярус или этаж, и второй - вновь же на куполе пьедестал (?), по каковым сметам назначено суммы четырнадцать тысяч триста три рубля девяносто четыре копейки. Но Святейший Синод, от 11 июня 1819 года, предписал ему, преосвященному, план и фасад монастырским церквам, на починку коих требуется сумма – представить в том виде, как они теперь есть, с донесением, сколько потребно будет в таковом виде на починку их по смете суммы. Почему таковые план и фасад с учиненною губернским архитектором Петонди же сметою и доставлены были в консисторию 1 сентября 1820 года, по которой смете на исправление церквей Введенской и Ильинской в приличный вид оказалось потребно 9190 рублей. За поступлением же в том году просьбы от елецких граждан о перемещении штата Петропавловского монастыря во вновь предполагаемый устроить в том городе Троицкий монастырь - рассмотрение о ветхостях означенного монастыря приостановлено.
***
По делу о перенесении штата Петропавловского монастыря во вновь устрояемый в городе Ельце Троицкий монастырь, орловская консистория мнением, преосвященным Гавриилом утвержденным, заключила:
Поелику брянский Петропавловский монастырь малодоходен, и на исправление оного, как по учиненной губернским архитектором смете видно, потребно суммы 14303 рубля 94 копейки, а на приведение в настоящий вид одних только церквей оного - 9190 рублей, наличной же суммы нисколько при оном не имеется, а Всемилостивейше пожалованная мельница делается, по объясненным настоятелем неудобствам, совершенно неспособною к доставлению доходов, даже и на содержание монашествующих; граждане же города Ельца, усердствуя иметь в оном мужской монастырь, желают и просят устроить оный на месте ими отведенном, под поселение коего, огороды и для служителей назначено из выгонной земли пятнадцать десятин, с обращением вновь выстроенной кладбищенской каменной церкви в монастырскую, с тем чтобы во вновь устрояемый монастырь перевести штат означенного брянского Петропавловского монастыря и быть ему вместо оного третьеклассным с архимандриею, на устроение которого, сверх жертвуемых гражданами разных сословий 5869 рублей и предоставляемых в пользу оного строящихся в том месте богаделен и материальных пожертвований, положено покойным купцом Иваном Васильевым Шапошниковым в московский опекунский совет тридцать тысяч рублей ассигнациями, на каковую сумму данный ему 4 февраля 1824 года билет сохранной казны представил уже он в консисторию при прошении, а жена его Авдотья Федорова Шапошникова прибавляет к тому из доставшегося ей, по смерти мужа ее, по духовной, капитала семьдесят тысяч рублей, и отдает все то в полное распоряжение духовного начальства, да сверх того обязуется доставлять лесу гожего к выделке в каменном строении; орловское-ж губернское начальство производя личное обозрение местоположения, на котором елецкие граждане располагают устроить монастырь, и отдаваемой в пользу оного земли 15 десятин, чрез елецкого предводителя дворянства, губернского архитектора, елецких: городничего, головы и уездных: стряпчего и землемера, и, составив чрез сих же чиновников (планы) предназначенному местоположению под монастырь, отдаваемой в пользу оного земле, строящейся кладбищенской церкви и богадельни, в каком они состоят положении, в каком должны быть, равно всему строению монастыря, в каком виде оный предположен гражданами к устроению, и все сие с утверждения орловского и прочих смежных губерний генерал-губернатора доставив в консисторию уведомляет, что на устроение того монастыря в Ельце препятствий со стороны его не имеется, ибо соорудится оный на месте открытом, возвышенном, чем составить благолепие городу, нимало не стесняя старое кладбище, на котором также имеется каменная церковь и выгон.
1. По уважению малодоходности монастыря Петропавловского и сохранению казенного интереса, неминуемо долженствующего быть отпущенным на починку ветхостей оного, и во удовлетворение особенного усердия елецких граждан и купчихи Шапошниковой, в городе Ельце устроить мужской монастырь вместо брянского Петропавловского - дозволить на иждивение елецких граждан и купчихи Шапошниковой.
2. По устроении оного, штат Петропавловского монастыря перевести в оный и считать его штатным же третьеклассным, с архимандритом, по церкви - Троицким монастырем, куда переместить тогда и наличных служителей.
3. Так как владение Всемилостивейше пожалованною монастырю Петропавловскому мельницею и указною пропорциею земли, за перемещением монастыря из Брянска в Елец и вследствие дальности неудобно и безвыгодно - то взять оные в казенное ведомство, а вместо сих статей наделить монастырь мельницею и таковою-ж пропорциею земли в Елецком уезде.
4. За перемещением Петропавловского монастыря, ныне существующие церкви оного с имуществом их, то-есть иконостасом и нужным для священнослужения и с частью звона - обратить в приходскую вместо деревянной близь них состоящей Гробовской церкви, которую тогда разобрать и употребить лес на печение просфор и топление печей церкви.
5. Церкви упраздненного Зарецкого девичьего монастыря, по тому уважению, что около них имеются разного звания жители 47 дворов, а душ мужеска пола 133 и женска 135, которые будучи от приходской своей Воскресенской церкви в полутора верстах за рекою Десною имеют в отношениях к градским священно-церковно-служителям по части треб великие затруднения - учредить приходскою, однокомплектною, без диакона, с приписанием в приход оной означенных жителей, расположенных около них поселением. Почему все тех церквей имущество без изъятия, хранящееся в Петропавловском монастыре - по описям возвратить в оные.
6. В елецкое же духовное правление послать указ и велеть объявить купчихе Шапошниковой о том, чтобы она жертвуемые ею на построение в Ельце мужского монастыря 70 тысяч рублей - ныне же внесла в московский Императорского воспитательного дома опекунский совет на том же точно основании, на котором внес покойный муж ее Иван Васильев 80 тысяч рублей на сей же предмет, и на оные билет сохранной казны прислала в консисторию.
О чем представлено было на благорассмотрение Святейшему Синоду репортом, с приложением планов: части кварталов города Ельца с назначением места для монастыря и огородных овощей; каменной ограды, колокольни, башен и келий, имеемых устроиться; новоустроенной каменной церкви, обращаемой в монастырскую, с фасадами оной колокольни и башен, и копию с билета на 30000 рублей.
***
По поводу сего указом из Святейшего Синода от 29 сентября 1830 года между прочим дано знать, что по уважению обстоятельств, во мнении орловского епархиального начальства изложенных, Святейший Синод полагает:
1. В городе Ельце устроить мужской монастырь вместо брянского Петропавловского - дозволить на иждивение елецких граждан и вдовы купеческой жены Шапошниковой.
2. По устроении оного, штат Петропавловского монастыря перевесть в оный и считать его штатным же третьеклассным, именуя по церкви "Троицким", куда и переместить тогда и наличных служителей.
3. Всемилостивейше пожалованную Петропавловскому монастырю мельницу и указную пропорцию земли, вследствие перемещения монастыря из Брянска в Елец, дальности, неудобства и безвыгодности владения оными - взять в казенное ведомство, а вместо земли монастырь наделить таковою же пропорциею земли из состоящих в Елецком уезде казенных и оброчных земель; вместо же мельницы, по неимению таковой в Елецком уезде в числе казенных оброчных статей - определить оному монастырю из казны по триста рублей в год.
4. Положение орловского епархиального начальства об обращении церквей: Петропавловского и упраздненного Зарецкого девичьего монастырей в приходские, на изъясненном в оном основании - утвердить, о чем доложить Государю Императору, и испросить на оное Высочайшее Его Величества соизволение предоставить тайному советнику синодальному обер-прокурору и кавалеру князю Петру Сергеевичу Мещерскому, и 17 сентября того 1830 года, он, синодальный обер-прокурор, объявил Святейшему Синоду Именной Высочайших Его Императорского Величества указ, что Государь Император по всеподданнейшему докладу его в 13 день сентября Высочайше утвердить соизволил предположение Святейшего Синода о построении в городе Ельце мужского монастыря, с наименованием "Троицким" и с переведением в оный штата упраздненного в городе Брянске Петропавловского монастыря, а также и прочие распоряжения по сему случаю.
***
Между вышеобъясненным производством дела о перемещении Петропавловского монастыря в Елец, дозволено было епархиальным начальством настоятелю означенного Петропавловского монастыря, архимандриту Досифею, исправить нижеследующие церковные и монастырские ветхости:
В 1823 году - перекрыть кровлю на четырех флигелях братских.
В 1826 году - покрыть церковную крышу, вместо деревянной, доброхотнодательским листовым железом.
В 1830 году - настоящая Введенская церковь и колокольня снаружи обелены, и вместо ветхого деревянного крыльца с северной двери церкви устроено вновь четыре каменных колонны с приличною крышею; вторая, Ильинская, церковь, что на святых вратах - извне поновлена штукатуркою.
В 1832 году - на соборной оного монастыря Введенской и придельной Ильинской церквах ветхие кровли поновлены и приведены в прочность иждивением купца Ивана Семыкина.
Брянская градская Гробовская церковь деревянная с таковою же колокольнею состоит в твердости, церковным благолепием украшена, при ней приходских дворов 70, душ мужеска пола 173 и женска пола 183, а обоего 356; священно-церковно-служителей по штату быть положено: одному священнику, одному диакону, одному дьячку и одному пономарю, а на-лицо ныне состоит: священник, диакон и пономарь, дьячковское же место предоставлено за малолетним сыном бываго дьячка Василия Морозова - Петром. Церковной при храме земли имеется усадебной и селидебной близь церкви одна десятина 827 квадратных сажен.
Писцовой в Батоговском клину: сенных покосов и дровяного лесу во всей окружной земли 21 десятина 2076 сажен.
Писцовой в Залесском стану: пашенной, сенных покосов, строевого и дровяного лесу 2549 десятин 576 сажен.
В подгородном Княжом клину в общем владении с брянскими церквами: Троицкой, Смоленской, Горне-Николаевской, Тихвинской и Воскресенской пашенной земли 65 десятин 576 сажен, на каковую землю планы и межевые книги подлинные отобраны в орловскую консисторию, а копии с оных находятся в церкви.
Дома у священно-церковно-служителей собственные: у священника на крепостной земле -деревянный; у диакона - на церковной один и два дома на крепостной земле, из коих один на каменном фундаменте; у дьячка на крепостной земле, а у пономаря на церковной - деревянные. Селидебные места для священника и диакона есть, и занимаются оные огородниками.
***
По вышеизъясненному указу из Святейшего Правительствующего Синода, от 29 сентября 1830 года, орловская консистория представляла преосвященному Никодиму докладом следующее мнение:
Поелику Высочайшее повеление о перемещении штата упраздненного брянского Петропавловского монастыря в город Елец воспоследовало по случаю прошения о сем елецких граждан, в особенности второй гильдии купца Ивана Васильева Шапошникова, по смерти же его - жены его Шапошникова, вдовы Авдотьи Шапошниковой, которая на устроение в городе Ельце Троицкого монастыря, сверх положенных покойным мужем ее в московский опекунский совет 30 тысяч рублей и подписанных прочими гражданами в сложности 5869 рублей, жертвуя еще 70 тысяч рублей и обещеваясь доставлять и прочие материалы, объяснила первоначально в данном ею 22 ноября 1826 года письменном показании, а потом и в особо поданном преосвященному Гавриилу, епископу бывому орловскому, прошении, что она, Шапошникова, желает сама начать всю монастырскую постройку, нимало не беспокоя до истечения 70 тысяч рублей никакое начальство о помянутых состоящих в сохранной казне 30 тысячах рублях, яко в залоге уже состоящих, а посему с прописанием нужных из вышеозначенного указа из Святейшего Синода обстоятельств и с приложением именного реестра жертвователям и жертвуемой суммы и материалам, также возвращенных при том указе из Святейшего Синода чертежей и планов, составленных и одобренных строительным комитетом - в елецкое духовное правление послать указ и велеть, предъявив все то по надлежащему елецким гражданам, в особенности же купеческой вдове Авдотье Шапошниковой - выдать им с расписками как именной реестр жертвователям, так и чертежи и планы, с тем, дабы они без малейшей медленности приступили к устроению всего показанного по тем чертежам и планам при надзоре архитектора, коего избрать предоставить им самим, отнюдь не отступая от тех чертежей и планов, и притом всевозможно наблюдая прочность всех построек; когда же будет все устроено совершенно и о том поступить от них, граждан, ко мне сведение, тогда об отряжении губернского архитектора и прочих чиновников гражданского ведомства для освидетельствования при имеемом отрядиться от меня со стороны духовной комиссаре как прочности зданий, так и того, действительно ли употреблена будет на оное вся предположенная к тому Шапошниковой и прочими гражданами сумма и материалы - отнестись от меня к орловскому гражданскому губернатору с требованием о последующем уведомлении, по получении коего учинить особое распоряжение о перемещении штата и имущества Петропавловского монастыря в тот новоустроенный в городе Ельце Троицкий монастырь, а дотоле штату Петропавловского упраздненного монастыря иметь пребывание в оном же, о чем за известие послано отношение от меня к орловскому гражданскому губернатору. Затем и прочее распоряжение относительно учреждения церквей упраздненных Петропавловского и бывшего Зарецкого девичьего монастыря приходскими, с припискою к последней от других церквей приходских дворов и душ, вблизи жительством расположенных, а также и сообщение в здешнее губернское правление о именовании впредь по письменным делам вместо брянского Петропавловского монастыря - елецким Троицким – оставить же до совершенного устроения в Ельце того Троицкого монастыря и перемещения в оный штата и имущества упраздненного Петропавловского монастыря.
На доклад последовала таковая резолюция:
Поступить по сему с таким дополнением:
1. Елецкому градскому обществу предоставить избрать для закупки материалов и смотрения за производством строений, людей доверенных под главным надзором архитектора, с общего согласия и доверия купеческой вдовы Шапошниковой, контракты же на поставку материалов и с мастерами на работы заключить при поверенном лице опой же купеческой вдовы Шапошниковой от общества или градской думы.
2. Расходам ассигнованной суммы всем вообще вести надлежащий верный счет и верную записку в особой шнуровой скрепленной градским главою и вдовою Шапошниковой, или ее поверенным, за шнуром и печатью елецкой думы книги, которую в свое время представить для обревизования.
3. По израсходовании семидесяти тысяч и 5869 рублей, донести что именно по плану будет выстроено и что останется не построено, или не докончено.
4. О составлении комиссии и распоряжении для освидетельствования и принятия всего строения в духовное ведомство, когда донесено будет о совершенном, согласно плану и фасаду, окончании оного – учинить подробнейшее рассмотрение и соображение в свое время.
Вследствие чего с прописанием вышеизложенных мнений консистории и резолюции моей и с приложением именного реестра жертвователям и жертвуемой сумме и материалам, также возвращенных при том же указе из Святейшего Синода чертежей и планов, составленных и одобренных строительным комитетом, от 27 марта 1831 года послан из консистории в елецкое духовное правление указ. Означенное строение уже оканчивается, для чего наследникам покойной Шапошниковой возвращен и хранившийся в консистории билет сохранной казны на 30000 рублей. Затем состоявшая при брянском упраздненном Петропавловском монастыре земля и прочие дачи от него гражданским правительством уже отобраны и взамен оных отведена елецким землемером при депутате с духовной стороны, игумене Амвросии, в Елецком уезде указная пропорция земли, всего 30 десятин, и составленные на оную план и межевая книга препровождены в подлиннике к здешнему губернскому землемеру, как сие видно из репорта игумена Амвросия, а об отмежевании девяти десятин земли для огородов и одной десятины для служек или штатных служителей, всего 10 десятин, от 23 сентября 1832 года сообщено из консистории в орловское губернское правление, с требованием о последующем уведомления.
***
По рассмотрении обстоятельств дела сего, консистория представила преосвященному Никодиму свое мнение следующего содержания:
Из описания губернского архитектора при депутате с духовной стороны, игумене Амвросии, настоящего положения церквей и прочего здания упраздненного брянского Петропавловского мужского третьеклассного монастыря и из учиненной справки открылось:
1. Что ветхости церковные и монастырские, по коим преимущественно упразднен оный монастырь, с перемещением штата монашеского и служителей в новоустроенный в городе Ельце гражданами Троицкий монастырь - в течении производства дела об упразднении оного поправлены уже подаянием граждан, в особенности же усердием купца Семыкина. Ныне, по учиненной губернским архитектором на месте смете, хотя и признается нужным на приведение в должную прочность всех церковных и монастырских зданий употребить 4040 рублей, да на устроение нового корпуса 6428 рублей, но брянские второй гильдии купцы Иван и Косьма Семыкины все показанные по смете архитектора ветхости исправить, равно и предназначенный архитектором же новый деревянный корпус устроить обязуются собственным своим иждивением.
2. В обеспечение безнужного содержания имеемого быть причта церковного и монашествующих, они же, купцы Семыкины, положили для вечного обращения в московский опекунский совет ассигнациями двадцать тысяч рублей, да одна благороднейшая особа внесла туда же и на тот же самый предмет десять тысяч рублей, на каковую сумму и два билета сохранной казны доставлены уже от них, купцов Семыкиных, в консисторию.
3. Церковь упраздненная Петропавловского монастыря, обращенная в приходскую Гробовскую, по обширности своей нисколько несоразмерна с малозначительным количеством прихожан гробовских, коих ныне на лицо обоего пола только 365 душ, а прочие монастырские строения и вокруг оного ограда, паче же занимаемое монастырем местоположение - ни малейше для Гробовской церкви ненужны и даже бесполезны, а потому все оные устройства, время от времени приходя в ветхость, без попечительной оных поддержки неминуемо должны разрушиться.
По сим уважительным причинам, купцам Семыкиным показанные по смете архитектором ветхости монастырских зданий исправить и предположенный новый деревянный корпус устроить – дозволить на собственный их капитал, и потом учредить сей упраздненный Петропавловский монастырь женским общежительным в прежнее наименование монастырем, и существовать оному на праве общежития, в котором, согласно штатам 1764 года, быть: игуменье, казначее и 15 монахиням, священникам двум и причетникам двум же, с производством всем им жалованья в год, применяясь к положению третьеклассных женских монастырей, из процентов со внесенного купцами Семыкиными и одною благороднейшею особою капитала 30000 рублей, на который капитал представляемые два билета сохранной казны препроводить в опекунский совет, с требованием переписания их на имя брянского Петропавловского женского общежительного монастыря, и потом ежегодной высылки причитающихся процентов прямо к игуменье оного монастыря с сестрами.
Затем предоставить сему монастырю весь прежний звон упраздненного Петропавловского монастыря и половинное количество утвари и прочих церковных принадлежностей, исключая святых иконостасов, которые не должны быть переносимы из церквей сего монастыря ни в какие другие церкви; когда же последует разрешение о восстановлении означенного монастыря и наделении его по примеру прочих монастырей угодьями, тогда имеет быть учинено со стороны епархиального начальства должное с гражданским правительством сношение об именовании сего учрежденного монастыря во всех документах как следует, а затем и дальнейшее имеет быть распоряжение об определении причта церковного и числе монашествующих и о передаче церковного имущества из упраздненного Петропавловского монастыря в сей имеющий учредиться девичий монастырь, также и о том, каким образом и под чьим присмотром должны быть исправлены ветхости монастырские и устроен новый корпус купцами Семыкиными.
Находя мнение консистории со своей стороны правильным, преосвященный утвердил оное, о чем с изъяснением всего вышеизложенного и с приложением составленных архитектором планов означенному Петропавловскому монастырю и сметы, а также и копии с билетов сохранной казны на тридцать тысяч рублей, внесенных купцами Семыкиными и одною благороднейшею особою, Святейшему Правительствующему Синоду на главное его благорассмотрение почтеннейше представляя испрашивал в разрешение указного предписания.
По выслушании доношения преосвященного Никодима, Святейший Синод, приемля в рассуждение как усердие просителей, так и то, что здания упраздненного Петропавловского монастыря, не быв нужны для приходского употребления, остались бы в глазах граждан неприятным памятником лишения двух монастырей - полагал восстановить в оных женскую обитель на следующих основаниях:
1. Монахиням в оном быть двенадцати с игуменьею.
2. Содержание иметь им из процентов внесенной усердствующими к сему заведению суммы 30000 рублей и трудами рук своих.
3. Образ жизни и управление в сей обители учредить на правилах совершенного общежития.
4. Особого причта священно-церковно-служителей к сему монастырю не определять, но состоять при нем соседнему приходскому гробовскому причту, коему общее богослужение совершать в монастырской церкви, а требы для прихожан - в приходской.
***
Свои предположения Синод повергал на благоусмотрение Его Величества Государя Императора, и 18 ноября 1833 года на всеподданнейший доклад последовало Высочайшее соизволение: "Быть по сему".
В 1836 году восстановлена женская обитель в Петропавловском монастыре, о чем тогда же епископ Никодим доносил Синоду следующим рапортом (дело архива Св. Синода 1836 года, № 1683):
По упразднении в 1830 году в городе Брянске третьеклассного Петропавловского мужского монастыря, с перемещением штата оного во вновь устроенный в городе Ельце мужской же Троицкий монастырь, брянские купцы Иван и Косьма Семыкины просили о восстановлении в зданиях Петропавловского монастыря женской обители, на содержание которой они несли в сохранную казну московского воспитательного дома двадцать тысяч, и одна неизвестная особа десять тысяч рублей, сверх того Семыкины обязались для лучшего помещения построить деревянный жилой корпус и исправить все имеющиеся по оному монастырю ветхости, всего на сумму, по архитекторской смете, десять тысяч четыреста шестьдесят восемь рублей. Вследствие чего по всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода последовало на сие Высочайшее соизволение в 18 день ноября 1888 года, о чем и учинено в свое время со стороны епархиального начальства надлежащее по сему предмету распоряжение. А сего года февраля 28 дня строитель женского монастыря, купец Иван Семыкин, представляя ко мне шнуропечатную книгу, данную ему, Семыкину, с умершим братом его Косьмою из сей консистории, с запискою в оной расхода денег, употребленных им при устроении оного монастыря на материалы и рабочих, просил произведенный им в монастыре постройки принять в монастырскую собственность, а его от заведывания оными уволить и обитель восстановить. Почему, согласно резолюции моей, предписано было благочинному монастырей, архимандриту Филарету, объявить строителю, купцу Семыкину, что все строение от него будет принято в свое время по распоряжению и по описи, которую поручено составить ему-ж, благочинному, со свенским казначеем. Потом означенный архимандрит Филарет представил ко мне 2 мая составленную им обще брянского Свенского монастыря с казначеем опись учиненным в оном монастыре постройкам, по коей значит, что строителем, купцом Семыкиным, сверх назначенных по архитекторской смете построек, произведено следующее:
1. Ильинская церковь вся покрыта тесом.
2. Над погребом поставлен новый сруб круглого леса, почти квадратный 8 аршин, с новою тесовою крышею в желоба.
3. Амбар из круглого леса 8 аршин квадратный, новый, с тесовою крышею, и внутри с мостом и закромами для провизии.
4. Вместо предположенных к перестройке братских деревянных келий и устроении из двух корпусов одного - построен новый флигель в 8 аршин длины, а ширины в три сажени, деревянный, из круглого леса; два сруба с потолками и мостами, соединенные пластовыми сеньми, в перегородках коих три чулана небольших и ход на верх; в полуденном срубе комната для жилья с глухою перегородкою и особыми в каждую половину дверьми из сеней, печь голландская кирпичная и четыре окна с летними рамами; в северном срубе – перегородка для чулана, в оном кирпичная печь русская простая, четыре окна с летними рамами и дверь схожая одна; в сенях же в обеих половинах дверей вхожих четыре; покрыт новым тесом и покрашен дегтем с краскою.
5. Вместо предположенных к построению нового деревянного корпуса, стоющего по смете 8428 рублей, устроен корпус каменный, одноэтажный, длиною 12, шириною 5 сажен, с каменною же кухнею, почти квадратною в 3 сажени; корпус покрыть в два теса с дранью и все помещения снаружи и внутри оштукатурены. Внутреннее устройство их таково: посреди зала для общей трапезы; из залы в восточную и западную половину коридор, разделяющий жилые кельи, коих в обеих половинах четырнадцать, и два входа на верх, где сделаны для различных вещей четыре небольших досчатых чулана; при кельях печей голландских из неполивных кафлей десять с лежанками и четырьмя выпущенными в трапезную зеркалами из изразцовых кафель, а в кухне на одном фундаменте две печи русских кирпичных. В корпусе с кухнею окон двадцать два, с летними и зимними рамами, кроме одного, и летние рамы выкрашены голубою краскою; на верху два слуховых окна больших, на манер итальянских, с рамами; дверей плотничной работы двадцать и столярных четыре: сии покрашены голубою краскою; входов четыре, и при каждом крыльцо с навесом; перед главным входом крыльцо большое и навес на колоннах деревянных с перилами и решетчатым палисадником.
6. Построен небольшой амбар из старого материала, для клажи экономических вещей, и покрыт новым тесом.
7. Каменная монастырская ограда вся с двумя башнями покрыта тесом, причем средняя башня сделана жилою кельею.
По смете, на устройство и исправление зданий в сем монастыре предполагалось десять тысяч четыреста шестьдесят восемь рублей, а употреблено строителем, купцом Семыкиным, по усердию своему, пятнадцать тысяч пятьдесят девять рублей девяносто пять копеек, следовательно более сверх сметы - на четыре тысячи пятьсот девяносто один рубль девяносто пять копеек.
По перемещении монашествующих из Петропавловского монастыря в новоустроенный елецкий - Тропцкий, определены в брянский женский монастырь в должности: настоятельницы - севского Троицкого девичьего монастыря монахиня Августа (17 июля), а казначей - орловского Введенского монахиня Серафима (18 того же месяца), коими и принят как оный монастырь, так церковное и монастырское имущество по описям в свое заведывание.
Затем учинено им должное предписание о собрании сестер и послушниц в сию обитель положенное число, а к орловскому гражданскому губернатору преосвященный отнесся с требованием об откомандировании чиновника и архитектора для надлежащего освидетельствования всех сделанных по означенному монастырю построек при депутате с духовной стороны, при настоятельнице и казначей.
***
Указом 23 ноября 1836 года Святейший Синод объявил благословение купцу Семыкину за пожертвование его на устройство Петропавловского женского монастыря.
***
Через год (26 октября 1837), назначенный для освидетельствования построек архитектор доставил в консисторию учиненное им при духовных депутатах вместе с брянским городничим свидетельство, из коего видно, что все построенное купцом Семыкиным в сем монастыре возведено прочно и очень хорошо, о чем тогда же преосвященный Никодим представил Святейшему Синоду на благорассмотрение.
В 1842 году настоятельница Петропавловского монастыря игумения Иринарха обратилась к епархиальному начальству с просьбою о дозволении приобрести покупкою для оной обители селидебное место, состоящее в смежности с сим монастырем (Дело архива Св. Синода 1842 года, лист 522). В представлении по сему предмету игумения изъясняла, что по неимению в заведываемом ею монастыре никаких угодий, кроме одной десятины овощного огорода, она, по общему согласию с сестрами, условилась с отставным брянской инвалидной команды унтер-офицером Иовом Сергеевым Раевским купить у него для оного монастыря крепостное его селидебное место, состоящее в смежности с сим монастырем, ценою за 86 рублей серебром. Причем игумения представила прошение унтер-офицера Раевского, засвидетельствованное брянским городничим, где Раевский пишет, что он желает продать брянскому Петропавловскому девичу общежительному монастырю смежное с оным крепостное его селидебное место, состоящее в городе Брянске, в Верхней Пособной слободе, в квартале под № 24, доставшееся ему по купчей крепости, совершенной в брянском уездном суде 1806 года июля в 14 день, которого места мерою длины по улице 8 сажен, в заднем конце из двух линий – первой пять, а второй три сажени и один аршин, глубины с правой стороны 47, а с левой стороны 45 сажен: на место сие имеет он геометрический план, переданный ему от прежнего владельца, и за каковое условился он с настоятельницею монастыря взять восемдесят шесть рублей серебром: оное место состоит в совершенном и бесспорном владении его, Раевского.
Вследствие сего указом орловской консистории предписано было брянскому духовному правлению: во первых - дознать, действительно ли для тамошнего девичьего монастыря предполагаемое к покупке место нужно; во вторых - истребовать от продавца оного места имеющиеся на оное крепости и план; в третьих и истребовать от гражданского местного начальства сведение, нет ли со стороны оного к продаже того места монастырю препятствия, и те документы и сведения прислать в консисторию при репорте.
На предписание сие брянское духовное правление донесло консистории, что брянского Петропавловского девичьего монастыря игумения Иринарха с старшими сестрами присутствующему оного правления протоиерею Щиревскому, которому поручено было учинить о сем дознание, отозвалась, что она с сестрами изъявляет желание приобрести в собственность монастыря смежное с оным селидебное место у унтер-офицера брянской инвалидной команды Иова Раевского, для распространения овощного огорода и перемещения скотного двора, состоящая внутри монастыря. Обозрев местность продаваемой Раевским усадебной земли, нашел он, протоиерей, что оная земля находится у самого монастыря, строением не занята, и по объясненным предположениям настоятельницы монастыря действительно для монастыря нужна. Затем продавец места, унтер-офицер Раевский, объяснил ему, что продаваемое им место есть его собственное, крепостное на каковое представил план и купчую крепость. Брянский городничий на требование правления уведомил, что по учинении с делами городнического правления справки, к продаже места, принадлежащего унтер-офицеру Раевскому - препятствий не имеется.
При сем донесении духовное правление представило план и купчую крепость на место продавца, унтер-офицера Раевского.
Орловская консистория, рассмотрев означенные обстоятельства о потребности приобретения селидебного места для брянского Петропавловского девичьего монастыря чрез покупку такового у унтер-офицера Раевского, и не имея в виду препятствующих причин, положила: На основании 221 статьи IX тома свода законов представить Святейшему Правительствующему Синоду от имени преосвященного доношением, с прописанием надлежащих из дела обстоятельств и с приложением при оном купчей крепости и плана на оное место, для испрошения на приобретение сего места Высочайшего соизволения.
По всеподданнейшему о сем докладу синодального обер-прокурора, в 29 день января 1844 года состоялось Высочайшее соизволение на укрепление за Петропавловским девичьим монастырем селидебного места, покупаемого у отставного унтер-офицера Иова Раевского.
***
Главная святыня Петропавловского монастыря - икона Казанской Божией Матери, на ризе коей находится следующая чеканная подпись:
"Копия и мера с Казанской чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы, жалованной блаженной памяти Великим Государем Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России, на благословение... Богородицкой Площанской пустыни строителю Прокопию в 1620 году.
Сия икона писана в Богородицкой Площанской пустыни, в 1858 году".
***
В монастыре находится замечательный резной образ Николая Чудотворца, о коем сохранилась интересная запись в летописи брянской Успенской церкви (Нижне-Никольская).
"Не раз приходилось слышать рассказы о резном образе св. Николая, как образе особенно чтимом и многочудесном" - так начинаем, свою запись покойный отец Диомидов. "Образ этот находился не в настоящее время существующей Успенской церкви, а в предшествовавшей ей, деревянной, Николаевской, сгоревшей в 1762 году 7 июня, где он был не менее двухсот лет. Как видно из надписи в Праздничной Минее, сделанной священником того времени Алексеем Дмитриевым, означенный резной образ св. Николая, по указу преосвященного Тимофея, митрополита московского, с 1760 году 10 января перенесен в Петропавловский монастырь".
Вот подлинный текст этой надписи в Минее:
"1760 году 10 января, по указу его преосвященства Тимофея, митрополита московского и севского, вынесен святый и многочудесный резной образ великаго Святителя и Чудотворца Николая в Петропавловский монастырь и поставлен в церкви, что на вратех; а как оный святый образ выносили, то города Брянска христолюбивые народи, имевшие несумненную веру к нему, угоднику божию, и чествуя реченный образ, стекошася без численна народу, непостыдно сказати даже до ссущаго младенца, и имели неутешный плач и жалость, а оный святый образ имелся быть в церкви Николая Чудотворца, что в Нижней слободе, не менее дву сту лет, ибо до того еще времени, как неприятель был под Брянском Литовский, называемый Пац, а 1762 году месяца июня 7 дня в городе Брянске имелся быть великий пожар и церкви божии погорели, а именно: Спасский монастырь, Рождественская и наша, все три без остатка, також и бедные наши домы, между прочим, все без остатку.
Подписал я, иерей Алексей, впредь для памяти".
Изваяние - о коем речь - сделано из дерева, грубое, просто вытесанное из обыкновенной доски, и от времени уже пострадавшее; вставлено оно в створчатый киот (складень), сверху коего, на гребне, Бог Саваоф, по сторонам Святителя, на подзоре: справа Иисус Христос подающий евангелие, слева Богоматерь с омофором, тут же по бокам надпись
На створах, слева: первосвященник (фигура в ветхозаветной одежде), сколько можно догадаться по остаткам надписи, почти уже стертой и вылинявшей от времени - Моисей (?); справа, также некто в ветхозаветной одежде, и кажется Святой Илия: каждый держит книгу; затем сверху предполагаемого Моисея - ангел со слухами, над Илиею - Божия Матерь.
Раскраска изваяния и живопись на дверцах самого простого характера.
Перенесение сего образа из Успенской церкви в Петропавловский монастырь, как уже видели, произошло вследствие распоряжения духовной власти: очень легко может быть, что икона найдена несоответствующею своему назначение, вдобавок, что также легко допустить - она пользовалась не только обычным, а почему либо суеверным почитанием. Лучшим доказательством сего служит немой свидетель, остаток сургучной печати внизу евангелия, что держит Николай Чудотворец, и знаки коей сохранились до настоящего времени.
Ныне икона стоит в часовне над западным входом в старый храм, и особенного поклонения к себе не вызывает. Внимание богомольцев привлекают в той же часовне другие изображения: Никола Ратный (Можайский) и Параскева великомученица - оба резные, в средний рост человека, и в одеждах.
***
Настоятели Петропавловского монастыря.
Архимандриты:
Варлаам, переведен из Свенского монастыря; упоминается в том же монастыре на покое 1597 и 1615.
Варсонофий, переведен из Свенска после 1614.
Сергий (Похвиснев), строитель, упоминается в мае 1625.
Варлаам - 29-го декабря 1634.
Антоний, в ноябре 1648, в апреле 1652.
Александр, в августе 1659.
Митрофан, строитель, переведен из Тихоновой карачевской пустыни: 4 августа 1660 до 25 июля 1662.
Иона, в июле 1662, в марте 1665-1667.
Варнава 1664-69 (sic).
Ипполит - в марте 1670.
Варнава - 1673, 74, 76; умер 1683.
Пафнутий - 1684 и 85.
Иларион – 1691-95, 99.
Спиридон - в январе и сентябре 1700.
Леонид, 1705-13.
Питирим - в 1713 переведен из Горянского Спасского; уволен 7 октября 1722.
Иоасаф в 1722-24.
Питирим (вторично), из наместников Нового Иерусалима, определен 24 марта 1724; правил до 1728.
Моисей - в феврале 1728-1748, декабрь.
Евфимий - в 1755-60; отдан под суд.
Ириней (Братанович) 10 августа 1762 переведен из Угрешского монастыря, а 8 августа 1770 назначен – в ростовский Яковлев монастырь.
Игумны:
Тихон (Забела), в 1770-76.
Паисий, в 1777-82.
?? Досифей(Ильин) в декабре 1783 переведен на Перерву.
Арсений (Домонт), 1786-90, в январе переведен в нижнеломовский монастырь.
Никон, в 1790-96.
Феодосий, 10 сентября 1798 переведен в Свенский монастырь.
Архимандриты:
Елиазар, 10 сентября 1798 переведен из Свенского монастыря; до 1805.
Дионисий (Цветаев) 22 октября 1805 переведен из Свенска, а 9 июля 1809 - в орловский Успенский.
Амвросий, 1809-14.
Досифей, 1814-34.
Филарет, 1834-36.
П. Строев, "Списки иерархов", страницы 909-910.
Настоятельницы монастыря.
1. Августа, с 17 июля 1836 по 11 апреля 1837 года.
2. Иринарха, с 20 июня 1837 года: также как и Августа назначена из севского Троицкого монастыря. По прибытии в Брянск скоро ознакомилась с местным обществом, которое не замедлило отозваться на нужды монастыря. При сей игумении монастырь расширен приобретением земельного участка (смотри о сем выше, страница 35), занесена каменная ограда вокруг всей обители и насажден фруктовый сад.
Маленькая церковь во имя пр. Илии, что на святых воротах - сломана, а вместо нее в 1848 году заложен большой двухэтажный каменный храм, с четырьмя престолами: в верхнем этаже - во имя св. пророка Илии и Владимирской Богоматери, и в нижнем - во имя Сретения Господня и св. великомученицы Екатерины. Докончить начатое дело не суждено было, однако, матушке Иринархе. Скончалась 4 ноября 1854.
3. Павла - из орловского Введенского монастыря.
Правила шесть лет, затем удалилась, по болезни, на покой во Введенскую обитель, где и скончалась.
4. Амфилохия - из смоленского монастыря.
Назначена в 1861 году. Во время ее управления закончена постройка большого храма и возведено два корпуса для помещения пятидесяти сестер. Общая трапеза переведена во вновь надстроенный этаж трапезного корпуса, а в нижнем сделаны кельи. Тут же пристроена хлебня. За свои труды матушка Амфилохия пожалована наперсным крестом. Переведена в орловский Введенский монастырь.
5. Марионилла - избрана из среды сестер Петропавловской обители. Правила четыре года; по болезни удалилась на покой и скончалась в сем же монастыре.
6. Викентия, принявшая монашество в смоленском монастыре, была казначеей при Амфилохии и Марионилле. Произведена в игумении 19 ноября 1871 года. При ней (18 ноября 1875) открыта в монастыре школа, где без всякой платы обучается до ста бедных девочек. Преподается грамотность, элементарные сведения, и рукоделье. Наставниц шесть, все из сестер своей обители. Матушка Викентия выстроила четыре двухэтажных корпуса, из них один собственно для школы и три - для келий сестер. Управляла монастырем двенадцать лет. В 1877 году пожалована наперсным крестом. Скончалась 13-го февраля 1884 года и погребена на паперти Петропавловской церкви, при входе с левой стороны.
7. Ангелина - избрана 4 марта 1884 года из сестер Петропавловской обители; жезл игумении вручен ей 17 мая того же года.
Надпись на большом колоколе в Петровском монастыре.
Лета 7247 (1739) февраля в 1 день вылит сей колокол в царствующем граде Москве... обители архимандрита Моисея с братиею, старанием... Ивана Петрова Бесщастнова и других того града вкладчиков. Весом 111 пудов 30 фунтов. Лил сей колокол мастер Михайло Моторин.
***
В храмозданной летописи упраздненного Вознесенского монастыря, что ныне Зарецкая церковь, значится:
Под местною иконою свв. Гурия, Самона и Аввива, с левой стороны иконостаса:
"Лета от сотворения мира 7208, от Воплощения Сына Божия 1700, мая (во) 20 (?) день, начата сия церковь Божия созидатися во имя Обновления храма Воскресения Христова, но благословенно господина святейшего кир Адриана, архиепископа московского всея России и всех северных стран патриарха".
Под местною же иконою Вознесения, на правой стороне иконостаса:
"При державе благочестивейшего Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и освятися церковь в лето 1706 году (sic) мая в 1 день, тщанием же и трудолюбием тояж святыя обители в то время жительствующе(й) игумении Капитолины еже с сестрами, а подаянием всякаго чина православных христиан".
В Словаре Щекатова сказано, что монастырь сей "построен в 1703 году, по именному блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра I указу, в бытность в Брянске для строения вновь земляного города Василием Дмитриевичем Корчминым, за рекою Десною, в бывшем мужском Предтечеве монастыре, в коем и ныне находится тогда строенная каменная церковь во имя Вознесения Господня" (часть I, столбец 949).
Над жертвенником в настоящей церкви есть икона Знамения Пресвятой Богородицы с следующею надписью:
"1723 году декабря 29, то-есть в субботу, в день святих младенцев четырнадцати тисящ в Вифлееме избиенних, преставися младенец Александр сын Бабра Федоровича Воейкова, майора от кавалерии полку астраханская, а погребен в Брянске, за Десною, во девичом монастыре, в церкви Вознесения Господня, и при гробе для знатья образ сей поставлен".
Надо полагать, однако, что образ находился в свое время не здесь, а именно, у могилы погребенного.
Икона небольшая, писана превосходно и доныне сохранилась прекрасно. От обычных изображений Знаменья она отличается тем, что Предвечный Младенец на лоне Богоматери представлен смотрящим не прямо, а вправо, и благословляет Он не именословным перстосложением. Слева от Приснодевы - инок в рост... Икона вставлена в резную раму изысканной работы с изображением вверху херувима.
В старой церкви, что на колокольне, сохранился оловянный потир и таковая же дарохранительница.
Достойны внимания также старые хоругви (по местному кресты) и икона Феодоровской Богоматери с летописью, самый образ "написан 7268 (1760) году месяца июля (в) 15 день": кем неизвестно.