БРЯНСК

Экспертное мнение


Брянский Петропавловский женский монастырь, 1895 год


  Монастырь сей получил свое начало назад тому полвека, а до того времени обитель была мужская. Наименован он "Петропавловским" по приделу в соборном монастырском храме во имя святых Апостолов Петра и Павла.
  Время и повод к основанию сего монастыря в точности неизвестны, тем не менее основание его относится к глубокой древности. Так, в 1288 году во главе посольства от Князя Романа Михайловича из Брянска в город Киев за Киево-Печерскою иконою Божией Матери находился архимандрит Петровского (Брянского) монастыря. Вскоре после сего Роман Михаилович скончался, оставив княжеский престол сыну своему Олегу, который, в свою очередь, уступил княжение брату своему Михаилу, а сам постригся в монашество и кончил дни свои строгим подвижником в сем монастыре, несомненно им же основанном около 1274-1275 года; он же был и первым начальником его.
  Мощи преподобного Олега почивают под спудом в сем монастыре, который, по благоговению ко Святому Князю-подвижнику, Патриарх Никон возводил на степень ставропигии. Места почивания святых мощей указать определительно нельзя, да и храм, под коим они покоятся, не древний: перестроен в 1702 году вместо бывшего деревянного. Память Святого Олега совершается 20 сентября.
  Управление обителью было то Архимандритское, то Игуменское, то снова Архимандритское. В списках иерархов (П. Строев. 909-910) значатся следующие Настоятели Петропавловского монастыря:
  Архимандриты: 1) Варлаам, переведенный из Свенского монастыря; упоминается в том же монастыре на покое в 1597 и 1615 году; 2) Варсонофий переведен из Свенска после 1614 года; 3) Сергий (Похвиснев) строитель, упоминается в мае 1625 года; 4) Варлаам - 29 декабря 1684 года; 5) Антоний - в ноябре 1648 и в апреле 1652 года; 6) Александр - в августе 1659 года; 7) Митрофан строитель, переведенный из Карачевской Тихоновой пустыни 4 августа 1660 до 25 июля 1662 года; 8) Иона - с июля 1662 по 1667 год; 9) Варнава - 1669 год; 10) Ипподит - 1670 год; 11) Варнава - с 1673 по 1688 год; 12) Пафнутий - 1684-85 годы; 13) Иларион - 1691-1699 годы; 14) Спиридон - 1700 год; 15) Леонид - 1705-1713 годы; 16) Питирим в 1713 году переведен из Брянского Спасского, уволен 7 октября 1722 года; 17) Иоасаф – 1722-1724 годы; 18) Питирим (вторично) из Наместников Нового Иерусалима, с 24 марта. 1724 года до 1728 года; 19) Моисей - 1728-48 годы; 20) Евфимий - 1755-1760 годы; 21) Ириней (Братанович) 10 августа 1762 года переведен из Угрешского монастыря, а 8 августа 1770 года назначен в Ростовский Яковлев монастырь.
  Игумны: 22) Тихон (Забела) 1770-76 годы; 23) Паисий - 1777-82 годы; 24) Досифей (Ильин) 1783 год, переведен на Перерву; 25) Арсений (Домонт) 1786-90 годы, переведен в Нижнеломовский монастырь; 26) Никон – 1790-96 годы; 27) Феодосий 10 сентября 1798 года переведен в Свенский монастырь.
  Архимандриты: 28) Елеазар 10 сентября 1798 года переведен из Свенского монастыря до 1805 года; 29) Дионисий (Изветаев) 22 октября 1805 года переведен из Свенска, а 9 июля 1809 года - в Орловский Успенский; 30) Амвросий – 1809-1814 годы; 31) Досифей - 1814-34 годы и 32) Филарет – 1834-36 годы. При последнем монастырь сей пришел в упадок и по указу Святейшего Синода 1880 года переведен в Елецкий мужской монастырь, а в 1836 году по прошению Брянских купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, учрежден женским на правах общежития.
  Церквей в сем монастыре две. Первая Соборная - построена в 1702 году на месте бывшей деревянной по прошению Брянских помещиков Саловых и по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского. В ней три престола: в настоящей - во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, а в приделах: с правой стороны во имя святых Апостолов Петра и Павла, с левой - во имя Знамения Пресвятая Богородицы. Вторая церковь, по благословению Преосвященного Смарагда, построена вместо бывшей маленькой Ильинской, что на святых вратах в 1856 году, двухэтажная с четырьмя престолами: в верхнем холодном во имя святого Пророка Илии и Владимирской Богоматери, и в нижнем теплом - во имя Сретения Господня и святой Великомученицы Екатерины. Храм сей, построенный несоразмерно с правилами техники (нижние стены тоньше верхних) дал опасные трещины, вследствие чего, по предписанию Епархиального Начальства с июля 1893 года по октябрь 1894 года происходила капитальная ремонтировка его, которая стоила более 6000 рублей.
  Обе церкви каменные, крытые железом и утварью достаточны. Весь монастырь обнесен каменною оградою. В числе его зданий имеется четыре двухэтажных корпуса, в одном из коих помещается церковно-приходская школа для приходящих девиц всех сословий. Училище существует с 1875 года. Число учащихся почти ежегодно простирается от 80-100 душ. Для помещения сестер имеется 20 деревянных флигелей, построенных на средства монастыря и построенных на средства монашествующих - 23. Есть при монастыре гостинница для богомольцев; странно-приемный флигель и другие хозяйственные постройки, поддерживаемые в порядке. За келлиями имеются фруктовый сад и огород. Штат монашествующих, по примеру третьеклассных монастырей, положен был следующий: Игуменья 1, Казначея 1, Монахинь 12. В 1858 году по ходатайству Орловского Епархиального Начальства, указом Святейшего Синода от, 7 октября за №10005, по нуждам монастыря, разрешено прибавить еще 15 монашеских вакансий, а 1866 году указом Святейшего Синода разрешено постригать в монашество столько, сколько монастырь содержать сможет. В настоящее время на лицо состоит: Настоятельница 1, Казначея 1, монахинь 50, послушниц 132. Штатного жалованья монастырь не получает, а пользуется доброхотными пожертвованиями, арендными за отдаваемую землю и процентами по имеющимся в монастыре билетам кредитных учреждений на вклады от разных лиц. В настоящее время имеется таких билетов на 25846 рублей. В 1893 году 14 ноября монастырь имел счастье подучить Высочайший дар: Его Императорскому Величеству Великому Князю Константину Константиновичу благоугодно было от своих щедрот пожертвовать в сию обитель икону святого благоверного Князя Олега, Брянского Чудотворца, сребропозлащенную лампаду, и % бумагами 600 рублей с тем, чтобы % с них поступали на елей в неугасимую лампаду пред названною иконою.
  Для содержания сестер из казенного ведомства Государственных Имуществ в разное время отведены были следующие участки земли: в 1841 году – 81 десятина 1270 саженей лесу в 12 верстах от монастыря по Большой Орловской дороге; в этом участке устроен скотный двор. В 1850 году - участок земли в 111 десятин 1300 саженей, состоящий под распашною и мелким кустарником. В 1863 году - 103 десятины 1300 саженей распашной земли, приносящей доходу ежегодно до 300 рублей. В 35 верстах от монастыря имеется 35 десятин 2000 саженей сенокосных лугов, ежегодно отдаваемых из половины. Имеющийся лес в настоящее время молод, а земля песчаная и глинистая, дохода почти не приносит. Близ монастыря имеется деревянный дом с дворовым местом, пожертвованный отставным поручиком Чайкиным, но, по неудобству местности и ветхости, дохода не приносит.
  Главная святыня Петропавловского монастыря - местно-чтимая икона Казанской Божией Матери, на ризе коей находится следующая чеканная надпись: "Копия и мера с Казанской чудотворной иконы Пресвятая Богородицы, жалованной блаженной памяти Великим Государем Царем и Великим Князем Михайлом Феодоровичем всея России, на благословенье Богородицкой Площанской Пустыни строителю Прокопию в 1620 году. Сия икона писана в Богородицкой Площанской пустыни, въ1858 году". Здесь же в монастыре находится замечательнйй образ Николая Чудотворца о коем сохранилась интересная запись в летописи Брянской Успенской (Нижне-Николаевской) церкви.
  "Не раз приходилось слышать рассказы о резном образе Святителя Николая, как образе особенно чтимом и многочудесном" - Так начинает свою запись покойный отец Диомидов. "Образ этот находился не в настоящее время существующей Успенской церкви, а в предшествовавшей ей, деревянной - Николаевской, сгоревшей в 1762 году 7 июня, где он был не менее двухсот лет".
  Как видно из надписи в праздничной Минее, сделанной священником того времени Алексеем Дмитриевым, означенный резной образ Святого Николая, по указу Преосвященного Тимофея, Митрополита Московского, в 1760 году 10 января перенесен в Петропавловский монастырь (подлинный текст имеется). Изваяние сделано из дерева, грубое, просто вытесанное из обыкновенной доски, и от времени уже пострадавшее; вставлено оно в створчатый киот (складень), вверху коего Бог Саваоф, по сторонам: справа Иисус Христос, подающий Евангелие, слева Богоматерь с омофором. На отворах, слева: Первосвященник (фиговой в ветхо-заветной одежде) как можно догадываться по остаткам надписи, почти уже стертой - Моисей; справа того же некто в ветхо-заветной одежде и, кажется, Святой Илия; каждый держит книгу; сверху предполагаемого Моисея - Ангел со слухами, а над Илиею - Божия Матерь. Ныне икона стоит в часовне над западным входом в Петропавловский храм. Внимание богомольцев привлекают в той же часовне другие изображения: Никола Ратный (Можайский) и великомученица Параскева - оба резные, в средний рост человека и в одеждах.
  Богослужение совершается ежедневно по преданиям святых отец. Управление обителью, почти с учреждения ее, Игуменское. С 17 июля 1836 года была Настоятельница монахиня Севского монастыря, Августа; затем Игумении: 2) Иринарха, 20 июня 1837 года назначенная из Севского Троицкого монастыря, скончалась 4 ноября 1854 года. При ней монастырь сей обнесен каменною оградою и заложен двухэтажный храм; 3) Павла - правила 6 лет, затем удалилась на покой в Орловский Введенский женский монастырь, откуда и была назначена; 4) Амфилохия из Смоленского монастыря назначена в 1861 году; 5) Марионила из сестер сего монастыря правила 4 года и удалилась на покой; 6) Виконтия из Смоленского монастыря с 1871 года по 18 февраля 1884 года; 7) Ангелина с 4 марта 1884 года по 25 марта 1894 года и 8) Валентина утверждена с 22 апреля 1894 года, которая, милостию Божиею, доселе правит обителью.
  Причт монастыря состоять из пяти членов: двух священников, диакона и двух псаломщиков; тот же причт отправляет Богослужение и в приписной к монастырю Преображенской, что на гробах владычних, церкви.