БРЯНСК

Экспертное мнение


СОСТОЯНИЕ БРЯНСКОГО ПЕТРОПАВЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ ПЕРЕД ПЕРЕВЕДЕНИЕМ ЕГО В ЕЛЕЦ


Петро-Павловский женский монастырь

  Елецкий Троицкий мужской монастырь вновь основан в городе Ельце на место упраздненного за ветхостью Брянского Петропавловского мужского монастыря. Основание этой последней обители относится к временам отдаленной древности. Известно по преданию, что первый брянский князь Борис Михайлович (сын Михаила Всеволодовича Черниговского, замученного в Opде в 1246 году, переселившийся в город Брянск по разрушении Чернигова полчищами Батыя (в 1288 году), заболел глазами и постепенно лишился зрения. Услышав, что многие, удрученные разного рода болезнями, получают исцеление пред чудотворною иконою Печерской Божией Матери и великих угодников Божиих Антония и Феодосия, он пожелал помолиться перед нею об избавлении от постигшего его несчастия; поэтому князь Борис немедленно отправил архимандрита Брянского Петропавловского монастыря и несколько священников в Киевский Печерский монастырь с богатыми дарами и с просьбою об отпуске в город Брянск прославленной чудотворной иконы Божией Матери. Таким образом, Петропавловская обитель в 13 веке является уже как самостоятельная, управляемая настоятелем в сане архимандрита. При царе Михаиле Феодоровиче эта обитель приведена была в цветущее положение, а патриархом Никоном возведена на степень ставропигиального монастыря. В позднейшее время монастырь начал бедствовать и приходить в ветхость; наконец судьба этой во многом замечательной обители была окончательно решена в достопамятную эпоху отечественной войны. Вот как это случилось.
  Указом Св. Синода от 31-го июня 1811 года, последовавшим к Преосвященному Досифею, бывшему епископу Орловскому и Севскому, требовались сведения о том, какие в 1812 году по духовному ведомству будут иметься постройки вновь и починки, которых положенными по штату суммами, или другими какими средствами не возможно исправить, а должны быть построены или исправлены на счет строительного по государству капитала. На предписание но этому поводу Преосвященного по епархии Брянского Петропавловского монастыря архимандрит Амвросий с братиею рапортом донесли, что "на состоящей в их монастыре соборной каменного здания церкви на осьмерике, алтаре и трапезе, в которой два придела, крыша деревянная от давнего времени обветшалая и местами имеется течь, да на состоящей на святых вратах Ильинской церкви крыша деревянная тоже обветшала. Сверх того настоятельские деревянные келии совсем плохи и крыша на них деревянная совсем сгнила, а от ветхости фундамента все строение похильнулось на сторону, полы же и стены крепки и по перестройке к жительству будут весьма удобны. Но на сумму, отпускаемую по штату таковых ветхостей исправить не возможно". Поэтому, сообразно требований духовной консистории, 2-го октября 1813 года, губернский архитектор, доставил сделанную им смету сумм и материалов на перекрытие двух церквей на 3853 рублей 75 копеек и на поправку настоятельских келий на 4324 рубля 25 копеек, всего на сумму 8178 руб., что и было представлено от 11-го мая 1814 года на благоусмотрение Святого Синода. Но известно, что средства Синода были в то время очень скудны вследствие сделанного им пожертвования на государственные нужды, вызванные войною 1812 года. Поэтому указом Святого Синода от 25 июня того же года извещалось: "По Высочайше утвержденному журналу 1812 года соединенных департаментов Государственного Совета, пункт 6-й, повелено остановить все по Империи строения, какого бы они ведомства ни были, не исключая и церковных строений; а потому ветхости на церквях и настоятельских келиях самонужнейшие должны быть исправлены по распоряжению Преосвященного экономическою и неокладною монастырскою суммою".
  Тогда архимандрит с братиею решили обратиться для поддержания монастыри к общественной благотворительности; с этой целью составлены были просительные грамоты, из которых одна, врученная некоему монаху Пафнутию, гласить: "Ваше благодетельство почтеннейшие господа и благотворители! Желаем Вам всякого благополучия и душевного спасения. Петропавловского монастыря монах Пафнутий послан от обители по необходимой надобности для церкви Божией и по ветхости братских келий. Поусердствуйте доброхотным Вашим подаянием!" С таким же, вероятно, воззванием иеромонах Григорий был отправлен для монастырских надобностей на двух лошадях в Елец, Ливны и Курск, сроком на три месяца от 30 апреля 1816 года.
  Таких добрыx начинаний не замедлили оказаться и благие последствия: брянские купцы Иван Семыкин и Иван Бухов пожелали своим доброхотным усердием в настоящей монастыря церкви во имя Введения Божией Матери и внутри алтаря поновить штукатурку и расписать иконописью и перестроить вновь снаружи крыльца с западных и северных дверей. На такое богоугодное их дело архимандрит Досифей, приемник Амвросия, просил разрешения Его Преосвященства и получил оное в 1814 году.
  Но, очевидно, частная благотворительность оказалась не достаточною: так как в 1817 году настоятель монастыря доносил Преосвященному, что хотя некоторые ветхости поправлены, но крыша на двух церквах по прежнему не перекрыта и настоятельские келии не перестроены; а между тем за временем обветшали и течь усилилась. Положенною же по штату ежегодно отпускаемою суммою перекрыть не возможно по бедности монастыря, не имеющего неокладных доходов, так как мельница, Высочайше пожалованная монастырю, отведена в отдаленном месте на ключевом ручье, который от засорения пересох, землею же монастырь еще не наделен. Поэтому настоятель и просил Его Преосвященство прежде составленную смету представить на рассмотрение Святого Синода.
  Бывший епископ Орловский и Севский Иона донес о бедном положении Брянского Петропавловского монастыря Святому Синоду рапортом, согласно которому Преосвященному предписано указом Святого Синода от 20 июня 1818 года составить через губернского архитектора план и фасады монастырских зданий, сделать опись ветхих зданий и смету суммы, потребной на поправку тех ветхостей. По требованию духовной консистории губернским архитектором была составлена приблизительная смета поправкам двух церквей и колокольни с извещением, что для приведения церквей в приличный храму Божию вид требуется: 1) к настоящей — Введенской церкви три портика или паперти; вместо пятиглавия - пьедестал; 2) на Ильинской церкви тоже на куполе пьедестал вновь и на колокольне из восьми колонн ярус или этаж. При этом деревянным материалам смета исчислена архитектором подробно, а за неимением в городе Брянске на каменные материалы цен последние выставлены в смете примерно. Что до настоятельских келий, то починка их принята архимандритом на счета монастырской экономии. Таким образом вновь составленная смета по новым фасадам на сумму 14303 рубля и 94 копейки была представлена Преосвященнейшим Ионою Святому Синоду.
  Но Святой Синод этой сметы не утвердил и потребовал, чтобы фасады зданий, починка коих необходима, не были изменены и были бы присланы в том виде, в каком храмы Божии существовали прежде и теперь существуют, с донесением, какая сумма потрбуется на починку зданий в таком виде. Сообразно этому требованию Святого Синода и прислана была из Орловской консистории новая смета на сумму 4190 рублей в сентябре 1820 года. Но за поступлением в этом же году прошения от елецких граждан о перенесении штатного Петропавловского монастыря из Брянска в Елец, рассмотрение сметы было приостановлено.
  По штатным указам в Петропавловском монастыре положено быть: одному игумену, одному казначею, четырем иеромонахам, двум иеродиаконам и четырем монахам. При монастыре по указу Святого Синода (от 1793 года мая 26) учреждена на пять человек монашествующих больница, но по бедности монастыря больничного здания не имелось и больные монашествующие имели пребывание в других монастырях. Ко времени перенесения монастыря в Елец на лицо монашествующих состояло: Архимандрит Досифей (54-х лет) на игуменской вакансии; в должности казначея иеромонах Ефрем (58-х лет); три иеромонаха Гавриил 72 лет, Авраамий 50 лет, Герман 67 лет; два иеродиакона. На монашеской вакансии: вдовые - священник, диакон и пономарь, и два послушника – одному 20 лет, другому 19 лет.
  В силу состоявшихся в 1764 году Высочайше утвержденных штатов, к монастырю Петропавловскому был приписан стоящий за рекою Десною и упраздненный Брянский Вознесенский девичий монастырь. Сначала этот монастырь был сделан приходскою церковью, но за перенесением приходских дворов без остатку в самый город к разным церквям, как оставшийся без прихода, был приписан в 1796 году к Петропавловскому монастырю. Все имущество упраздненного монастыря, кроме нужного для церкви, перенесено в Петропавловский монастырь, а описи того имущества хранились в консистории.
  Ко времени возникшего дела об упразднении наконец и самого Петропавловского монастыря, в бывшем девичьем монастыре находились две каменные церкви: 1) во имя Вознесения Господня, 2) во имя Казанской Божией Матери — на вратах. По справке, сделанной духовной консисторией через Брянское духовное правление, обе церкви и колокольня — каменного здания стояли в твердости; крыши на них деревянные - новые, покрашены; кресты на главах из листового железа — позлащены, иконостасом украшены и утварью церковною снабжены неоскудно. Келии при означенных церквах имелись новые о пяти покоях, прежние о семи и две келии старые, в которых по перестройке жить можно, кругом новых келий имелась из досок в столбы деревянная ограда мерою 52,5 сажени.
  Тяжело было деятельному старцу-настоятелю видеть жалкое убожество вверенной его заботам обители и он задумал трудное дело - покинуть Брянск и перейти с братиею в Елец, для чего архимандрит вошел в сношение с елецкими гражданами.

Орловские епархиальные ведомости,
№ 2, 15 января 1887 года.