БРАСОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. СПРАВОЧНИК-ПУТЕВОДИТЕЛЬ. 2011 ГОД


  Севская Площанская Казанская мужская пустынь.
  Монастырь на сем месте существовал уже очень давно, еще во времена княжества Литовского. Земли, на которых он находился, были предметом розни то литовских, то московских воевод. После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется Площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же он был грек. Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками. Прокопий ходил в Москву к царю и великому князю Михаилу Феодоровичу и Патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами – Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь в честь Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел во имя свтятого Николая Чудотворца – ранее, в 1746 году. Были построены также храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Святого Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной было возведено здание из камня, и в нем были размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь был обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами. В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), Иосиф (Березовский), святой Игнатий Брянчанинов и другие. Последний из них – монах Герман (Шевчук) – юродивый, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке. В 1919 году здесь, в монастырских стенах, из сельских коммунистов была организована сельскохозяйственная коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. Окончательное закрытие обители произошло в конце ноября 1924 году. Ровно через 70 лет в монастырские стены вернулись насельники. По постановлению Священного Синода РПЦ от 27 декабря 1994 года монастырь стал обретать новую жизнь. В монастыре имеется гостиница для паломников, в настоящее время находится в стадии ремонта, есть библиотека, братии 30 человек, имеется садово-огородное хозяйство, мастерские. Богослужения совершаются ежедневно: 8.00 – Божественная литургия и 17.00 – вечерня с утреней. Монастырские праздники: празднование в честь иконы Божией Матери "Казанская"; дни памяти святого Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. В эти дни устраивается крестный ход к Никольскому источнику. Празднование в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" с устроением крестного хода. Монастырю принадлежат: скит во имя прпеподобного Нила Сорского, находящийся в 3 км от поселка Алтухово Навлинского района Брянской области. Климовское Покровское подворье, расположенное по адресу: Брянская область, Климовский район, поселок Климово, улица Новая, дом 2. Проезд: автомашиной или маршрутным такси по направлению на Локоть, Комаричи, Севск, Суземку до остановки "Поворот на Локоть". Далее при повороте на Воронов Лог – пешком до поселка Пчела около 3 км.