Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почетном месте не оказалось бы иконы святого Николая. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул русскую славянскую душу, что стал отцом-покровителем далекой необъятной России. Удивительно откликнулось русскому слуху название города Миры, в котором святитель епископствовал. Здесь и миро — священное благовоние, крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святого Духа выходящему из купели Крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое миро, истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и мир как состояние души, и мир как вселенная; здесь и производное мирян — человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру…
Родился будущий святитель в городе Патары. Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провел детские годы, с юных лет посвятил себя Церкви и стал архиепископом Мир Ликийских. Он отличался скромностью и простотой; трудился, постился, молился; помогал всем — богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым и, самое главное, — исцелял страждущих от греховных язв. В глубокой старости мирно отошел ко Господу, но не оставил своим попечением весь христианский мир. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры…
Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы страждущим. Погребен был святой Николай в городе Мирах Ликийских, на юге Малой Азии (отсюда и его наименование — Мирликийский). Но в последней четверти XI века, когда турки-мусульмане часто стали опустошать эти области Византии, угроза нависла и над великой общехристианской святыней — мощами святого Николая. И вот купцы из Италии, среди которых было много греков, в 1087 решили спасти святые мощи от неминуемой гибели. Они даже пошли на насилие над монахами, оберегавшими мощи святителя: завернув благоухавшие миром мощи, купцы отнесли их на свой корабль. Среди купцов-похитителей почти все были из города Бари (на юго-востоке Италии), куда они и привезли святыню. Мощи торжественно были помещены в храме святого Стефана, а через год для них был построен специальный храм, где они находятся и по сей день, собирая к себе множество паломников — как католиков, так и православных со всего мира.
О степени почитания Русским Народом святого Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему по четвергам в каждую неделю особую службу наряду с апостолами. До Крещения Руси четверг считался днем главного языческого бога Перуна, в который ему поклонялись и приносили жертвы. После принятия христианства многие праздники и торжественные дни, во время которых почитался Перун, были вытеснены почитанием святых, и прежде всего святого Николая Чудотворца. Этим в значительной степени и объясняется, почему русские люди издревле с особенным усердием чествовали святого Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвою. В Ипатьевской летописи 1227 о галицком князе Данииле читаем: "Еха Данил в Жидичин кланятися и молитися святому Николе, и зва и Ярослава к Лучьску; и реша ему бояре его: приими Луческ, где ими князя их; оному же отвещавшу: яко приходих зде молитву створити". Или в другом месте: "Нача посылати Михаил и Изяслав грозыча: дай нашу братью, или придем на тя войною. Данилови же молящюся Богу и святому архиерею Николе, иже каза чюдо свое". Древние наши калики перехожие в одном из своих стихов поют про святого чудотворца Николая, что он, чудотворец, Богом силен, он всем помощник.
В "Сказании о святых" святому Николаю приводится особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий. Исстари ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как святому Николаю Чудотворцу. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI веке, замечал, что русские, между святыми особенно почитая святого Николая, едва не воздают ему божеского поклонения; во имя его воздвигают они особенные храмы и рассказывают о нем много чудесного. Иностранный путешественник говорил, что у русских святой Николай считается патроном их отечества, и, между прочим, прибавлял, что русский люд даже верит, будто святой Николай Чудотворец мог бы быть Богом, но не захотел этой чести, и, во всяком случае, после Бога заступает первое место. Русский Народ исстари привязан к самому имени св. Николая; оно составляет доселе одно из употребительнейших имен, какими только привыкли называть себя русские. Образ святого Николая можно встретить почти во всех православных русских домах. Пред ним русский человек молился о помощи во всех более или менее трудных обстоятельствах своей жизни. Русские крестьяне говорили о святом чудотворце Николае: "Нет на нас поборника супротив Николы", "Попроси Николу, и он скажет: Спасу", "Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле", или: "От Холмогора до Колы тридцать три Николы", или еще: "Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года", "Что криво и слепо, то Николе свету" и т.д.
Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. Это открытое заявление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, это решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, каким отличался святой Мирликийский во время своей жизни, особенно как-то подходят к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры. Такие особенности личного характера чудотворца, без всякого сомнения, делали образ этого угодника Божия особенно привлекательным и достойным уважения в глазах Русского Народа: они-то, между прочим, кажется, и дали возможность стать русскому люду в особенно короткие отношения к этому святителю. Насколько в этом последнем случае русский человек представляется простодушным и чистосердечным в обращении с Николаем Чудотворцем, лучшим доказательством тому служат (кроме вышесказанных уже нами народных пословиц) народные легенды об этом угоднике, как, например, легенда о купце Садко и святом Николае Можайском, повесть о покровительстве одному крестьянину святом чудотворцем Николаем и о его соперничестве в этом деле со святым Илиею Пророком и т. д. Святой Николай почитался в России не только вообще заступником от всех бед и несчастий, но еще, в частности, хранителем на водах, и в "Сказании о святых" ему полагалась особая молитва об охранении на водах. Русские мореходы почти всегда имели икону этого угодника и в случае опасности выносили ее на палубу, умоляя его об избавлении от кораблекрушения и бури.
Празднование памяти святого Николая Чудотворца совершается 6/19 декабря и 9/22 мая (перенесение мощей в 1087).