БРАСОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУСТЫНИ


Возрождение пустыни   Промыслом Божиим ровно через семьдесят лет после закрытия монастыря Площанская пустынь в наши дни вновь наполнилась иноками, стремящимися стяжать благодать Духа Святого и сохранить себя от разрушающего влияния мира сего, дабы своей монашеской жизнью утвердить красоту Русской Церкви, прочно стоящей в истине и силе Православия.
  Печальными руинами встретила монашествующих некогда цветущая Божия обитель. Шел 1994 год. Монахи поселилиcь в малопригодном для жилья и требующем капитального ремонта здании бывшей просфорной. Под руководством настоятеля Площанской пустыни архимандрита Сергия (Булатникова) монахам предстояла многотрудная работа по возрождению к жизни святой обители. Не все монашествующие выдерживали строгий внутренний распорядок и послушания. Оставались самые твердые верой. На сегодняшний день в обители несут свой монашеский подвиг до тридцати пяти братий.
  Только через два года, в 1996 году, обители была передана часть келейного корпуса, в котором располагалась местная школа. После ремонта в 1998 году келейный корпус был полностью занят монашествующими.
  Приветствующие возрождение Площанского монастыря местные жители стали возвращать в обитель сохраненные ими в годы богоборческих десятилетий книги из монастырской библиотеки и церковные святыни. Летом 1996 года произошло радостное событие - две благочестивые мирянки из поселка Локоть вернули главную святыню обители - почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессий эти женщины скрывали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время разграбления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на Русскую Православную Церковь. Время такое приспело - ныне под покровом Царицы Небесной возрождается архитектурный ансамбль Площанского монастыря.
  Монастырь восстанавливается "по кирпичику", в основном силами монашествующих, с любовью трудящихся и молящихся, чтобы святая обитель вновь засияла прежней красотой.
  В 1997 году была возведена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца на древнем источнике у Площанского озера. Как и раньше, она построена из бревен.
  В бывшем домике старца Германа сделан капитальный ремонт, и семьдесят пять лет спустя дом вновь принял монашествующих. Закончено строительство церкви в честь Покрова Божией Матери, и первая Божественная литургия после восстановления храма была совершена на праздник Покрова в 2004 году. Одновременно велись работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. Отстроен дом казначея, началось строительство на хозяйственном дворе - гаражей, фермы, экономических келлий, дровника и других необходимых построек. На месте Казанского собора в 1999 году были произведены археологические раскопки и расчищены три алтаря. Построена гостиница для приезжающих священнослужителей. Над восстановленными Святыми вратами возведена церковь во имя Всех святых. Завершено восстановление восточной стены и выстроены две угловые башни с восточными вратами, ведущими на источник. Застеклена возведенная на старом фундаменте теплица. Ожила и Площанская красавица-колокольня, звон колоколов которой в прежние годы был слышан при благовесте даже в Севске.
  Устроены и освящены святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник", или "Германовский", названный так в память о последнем площанском старце отце Германе; святых Царственных страстотерпцев и святых мучеников Космы и Дамиана (в бывшем лесном скиту). Из полной разрухи возрожден дом игумена. Теперь в нем гостиница и трапезная для богомольцев, которых с каждым годом приезжает в обитель все больше и больше. Восстановлены угловая и водонапорная башни, врата и надвратная церковь и теперешний главный храм обители - Сошествия Святого Духа. Монастырская библиотека пополняется богослужебными святотеческими книгами.
  Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: коровами, лошадью, курами, огородом. В огромном фруктовом саду установили пасеку с сорока ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов на трапезе бывает мед, которым они охотно делятся с приезжающими паломниками. Как и в прежние времена, иноки обрабатывают огороды, пасут скот, делают удивительно вкусные творог и масло. Кругом царят покой и порядок. Во всем нынешнем облике монастыря видны результаты вдохновенного труда монашествующих во славу Господа.
  Занимается монастырь и социальными вопросами. Площанская пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и тоталитарных сект, созданном при Миссионерском отделе Московского Патриархата. Несколько лет назад в обители появились первые наркозависимые с целью реабилитации и излечения.
  Ныне, как и в стародавние времена, те, кто нуждается в утешении, мудром напутствии или задушевном разговоре, всегда найдут поддержку в Площанской обители.
  Настоятель пустыни архимандрит Сергий начинал свой монашеский путь в Псково-Печерском монастыре. Благодарю Tocпoдa, - говорит отец Сергий, - что Он сподобил меня увидеть многих дивных старцев. Много общал¬ся со схиигуменом Саввой, схиархимандpитом Агапитом, отцом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Нафанаилом. Все это настоящие монахи, прошедшие духовную школу. Духовным моим руководителем был известный старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), почти семь лет я около него окормлялся. Это был один из пpaвeдников, живших на земле, его внутренний мир и любовь передавались всем, кто с ним общался. Мудрый и прозорливый схиархимандрит Григорий - дyховный отец архимандрита Серафима, постригал меня в монашество. Вот от этих старцев, надеюсь, что-то и я почерпнул.
  О том, что схиархимандрит Григорий сам был последним постриженником Площанской пустыни, архимандрит Сергий узнал лишь годы спустя: Он как бы передал мне Пустынь ... В который раз yдивляюсь я тому, насколько мудро устраивает все Господь. Промысел Его становится мне понятным через много лет. Живет монастырь небогато, в основном своими трудами да пожертвованиями прихожан и добрых людей, которым дорога судьба Родины и ее святынь.
  Годы 2001 и 2002 отмечены важными событиями в духовной жизни Площанского монастыря - обретением честных останков ее духоносных старцев и исповедников веры: в 2001 году с Афанасьевского кладбища города Орла был перенесен в Площанский монастырь прах последнего настоятеля обители игумена Никодима (Спиридонова), а в апреле 2002 года были подняты из-под спуда останки великого подвижника XIX века Площанского старца Василия (Кишкина) и перенесены в Покровскую церковь.
  По благословению Священноначалия в монастыре идет подготовка к прославлению старца Василия (Кишкина) в лике преподобных Русской Православной Церкви.
  Предстательством Царицы Небесной, с Божией помощью возвращаются в Площанскую пустынь ее святыни, и это вселяет в сердца надежду на то, что в будущем монастырь вновь обретет свой прежний величественный облик и значимость.


Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни

Возрождение пустыни