После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла участь всей Русской Православной Церкви - монастырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два - Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна "Пчела". В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.
Декрет от 20 января 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" лишал Российскую Церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права им владеть. Запрещалось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях. Церковь лишалась права юридического лица, это явилось юридической подготовкой к изъятию церковных ценностей, закрытию монастырей, духовных училищ, к кощунственным осквернениям святых мощей Божиих угодников и расправам над духовенством и благочестивым и мирянами.
Во исполнение декрета от 9 ноября 1918 года на заседании Брянского Губисполкома была создана комиссия из представителей отделов народного образования, по национальным вопросам и юстиции. В комиссию поступило заявление от представителей коммуны "Пчела", организованной в январе 1919 года на территории Площанского монастыря, податели которого настаивали на немедленном закрытии всех церквей обители, а бывшего настоятеля отца Никодима требовали привлечь к уголовной ответственности, возведя на него клеветнические обвинения в укрывательстве церковных ценностей и в совершении им аморальных поступков. При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках старца Василия (Кишкина) и строителя Пафнутия (Козелкина). Еще в августе 1924 года Севский исполком настаивал на вскрытии мощей. Останки шестидесяти православных подвижников и святых нашей Церкви подверглись этому кощунственному осквернению в те годы.
Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября 1924 года. По "делу о мощах" был привлечен к уголовной ответственности игумен бывшего Площанского монастыря отец Никодим. Заведенное на него в январе 1925 года уголовное дело составило семь пухлых томов. Предъявленное отцу Никодиму обвинение звучало так (текст приводим с сокращениями): Принимая во внимание ... наличие данных для предъявления обвинения и руководствуясь ст. ст. 128, 120 УПК, cyд постановил: Бывшего игумена монастыря Никодима Спиридонова привлечь по настоящему делу в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в том, что, находясь в Площанском монастыре с детства и безотлучно с 1894 году по день закрытия его и зная цель легендарных слухов о Василии Кишкине и чудесах на его могиле, о чудотворной иконе и прочих "достопримечательностях" монастыря, распространяемых как администрацией, так и монахами указанного монастыря, с целью извлечения средств и разных выгод для монастыря, а также пользуясь суеверием и религиозными пpeдpaccyдками части окрестного населения, разрешал совершать и сам совершал обманные действия на могиле Василия Кишкина и пepeд так называемой чудотворной иконой и прочими "дocтoпримечательностями" монастыря, то есть преступление, предусмотренное ст. 120 Ук.
В июне 1925 года суд постановил: Бывшего игумена Площанского монастыря Никодима Спиридонова подвергнуть шестимесячному тюремному заключению, но, принимая во внимание его крестьянское происхождение, малоразвитость и короткий срок службы игуменом, заменить штрафом в 100 рублей, назначив трехлетний испытательный срок.Сразу же после окончательной ликвидации Площанской пустыни отец Никодим и еще шесть монахов перешли на жительство в близлежащее село Крупец. В 1924 году его пригласили в качестве священника в Знаменскую церковь села Игрицкое, что в двадцати пяти километрах от Площанского монастыря. В 1926-1927 годах отец Никодим ездил в Орел на благословение к архиерею и на встречу с родственниками. В Орле он дважды был удостоен беседы с правящим архиепископом Серафимом (Остроумовым), получив от него благословение. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года, архиепископ Серафим был прославлен Церковью в лике священномучеников.
Все монахи бывшего монастыря при возможности приходили к отцу Никодиму на исповедь, Святое Причастие и благословение.
Летом 1930 года отец Никодим был обвинен в создании контрреволюционной организации из бывших монахов, кулаков и работниц и монашеских ячеек антисоветского характера и был осужден вместе с другими по статье 58 на десять лет пребывания в исправительно-трудовых лагерях. Для отбывания наказания отец Никодим был этапирован в Северный край вместе с группой монахов Площанского монастыря. Многие из осужденных по этому делу навсегда остались лежать в земле знаменитого на всю Россию Соловецкого монастыря, превращенного богоборческой властью в концентрационный лагерь для инакомыслящих.
После отбывания срока отец Никодим служил в храмах Орла. Его сердце остановилось после совершенной им воскресной Литургии 11 февраля 1954 года. Отца Никодима похоронили на орловском Афанасьевском кладбище. Так до конца своей жизни последний настоятель Площанской пустыни отец Никодим твердо вел корабль спасения вверившихся ему душ.
Простые люди веками с благоговением хранят память о своих духовных наставниках, явивших пример исповедничества и мученичества. Одним из таких подвижников веры был последний площанский старец, прозорливец и мученик монах Герман. Немного знаем мы о его мирской жизни. По рассказам, в миру он долго был на армейской службе, демобилизовавшись, пришел богомольцем в Площанскую пустынь и уже никогда не покидал святую обитель. Будучи олицетворением кротости и послушания, он вскоре удостоился пострижения в мантию монастырскими старцами, провидевшими в нем дар непрерывной Иисусовой молитвы. Отказавшись от почестей и служебного пути, отец Герман принял на себя подвиг юродства. Прозорливец незадолго до революции 1917 года не выпускал братию из храма, закрыв их на большой замок, говоря: Чтобы не замолк молитвенный глас! и добавил: Скоро все будем собираться в путь. Воистину путь сей оказался долог и мучителен. После революции отец Герман несколько лет жил в крайнем домике у монастырской стены. Наделенный Господом дарами прозорливости и врачующей помощи при различных заболеваниях, он принимал всех сирых и убогих, искавших у него исцеления телесного и духовного. За лечение и духовные советы он никогда не брал платы, а если ему и навязывали деньги, то старец после ухода посетителей выбрасывал их в окно. После ликвидации Площанского монастыря отец Герман проживал в местечке Середина Буда Черниговской губернии. Многим верующим, пострадавшим от голода, гражданской войны и разрухи, смог помочь сей святой врачеватель душ.
Все пророчества святого старца сбывались. Очевидцы вспоминали, как старец однажды сказал: Дайте коня, поеду на Красную криницу, чтобы не оскудела вода, а буду не разрушила война. Колодец и сейчас дает воду. И война не разрушила Середину Буду, которую отец Герман трижды объехал на лошади, как при пасхальном крестном ходе. Пришел к старцу молодой газетчик и говорит: "Батюшка, давайте я куда надо напишу, что церкви закрывают и бесчинствуют". Старец же упал на живот и пополз, как червь, на чреве, говоря: "Если хочешь спастись, будь тише воды, ниже травы". В середине 20-х годов последовал арест старца Германа. Чекисты подвергли прозорливца жестоким истязаниям: его избивали и пытали, привязывали к лошади и таскали за ней по земле. Но благодать Божия сохранила старца, и он остался жив. После всех издевательств отца Германа определили в психиатрическую больницу. Все село прощалось со старцем, прося его молитв и благословения. И в больнице врачи, больные и посетители шли к отцу Герману за благословением и советом. День своей смерти он предвидел, говоря: По наущению диавола меня должны отравить. Но вы не ищите правды, не дознавайтесь. Я духовно не умру. Приходите ко мне на могилу хоть раз в год, буду помогать молитвой. Старец промыслительно просил похоронить его на мусорной свалке Болдиной горы - известном месте подвигов святого преподобного Антония Киево-Печерского чудотворца, основателя русского монашества. На этой же горе находились два древнейших монастыря - Елецкий Успенский и Свято-Ильинский Троицкий, основанный в ХI веке. Против Болдиной горы в 1930 годах в доме монахини Евлампии после закрытия Троицко-Ильинского монастыря до 1941 года жил святой преподобный Лаврентий Черниговский и сподобился в этом доме великих откровений от Господа. Как оказалось, на месте Болдиной горы был храм с окружавшими его древними могилами. Сейчас на этом месте - закрытое кладбище.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов государство и Церковь объединили свои усилия во имя достижения великой цели - победы над гитлеровскими полчищами. В январе 1943 года митрополит Сергий добился фактической легализации Церкви, получив разрешение правительства на открытие банковского счета для внесения прихожанами пожертвований на оборону страны. При СНК СССР создается специальный Совет по делам Церкви. В московском Богоявленском соборе 12 сентября 1943 года была произведена интронизация новоизбранного на Поместном Соборе Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Перед чудо-творными иконами Спасителя и Царицы Небесной - Заступницы Земли Русской на всех фронтах Великой Отечественной войны служились молебны о спасении Отечества. Тысячи священников и монахов, отбывавших наказание в ГУЛАГе, после пере смотра их "дел" были в те годы освобождены из заключения и смогли осуществить свой молитвенный подвиг во вновь открывающихся духовных семинариях, академиях и приходах.
В Брянской области в военные годы самоорганизовалось более восьмидесяти приходов.
Начавшееся в 40-х годах религиозное возрождение было прервано после секретного постановления ЦК КПСС "О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды" от 4 октября 1958 года". Нормальные отношения с Церковью советские идеологи начали рассматривать как сталинское наследие. Государство объявило войну Церкви. В том же октябре 1958 года Совет министров принял первое постановление против Православной Церкви. По всей стране стали закрывать монастыри и храмы. С 1958 по 1962 год включительно было снято с регистрации 4828 церковных общин.
В результате этих гонений количество действующих приходов на территории Брянской области сократилось до двадцати восьми. В борьбе с Церковью власть применила и прямое насилие, закрывая храмы на замок. Власть предержащие в те года вели линию на физическое уничтожение Православной Церкви, религии вообще, более глубокую и разрушительную даже по сравнению с 20-ми годами начавшегося в огне войн и революций ХХ века.
В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Комсомольцы совхоза "30 лет ВЛКСМ", созданного на базе коммуны "Пчела", писали "наверх" письма с просьбой закрыть приход. И храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по "желанию трудящихся". Директор совхоза приказал закопать древний Николаевский источник. По-прежнему систематически и планомерно уничтожался комплекс монастырских строений. Дармовой кирпич от монастырской стены шел на постройку сараев и печей рабочих совхоза, с этой же целью уничтожались целые монастырские корпуса и здания. В конце 60-х годов были разобраны бывшая пекарня и трапезная, скитская церковь преподобного Сергия Радонежского в саду.
В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взорвать Казанский собор, но смогли разрушить только два яруса - монахи ведь строили на века. Битой щебенкой посыпали при мелиорации дорогу к реке Неруссе. В 1966 году все уцелевшие здания и хозяйственные постройки монастыря перешли во владение Крупецкого сельсовета. Из немногих чудом сохранившихся зданий бывший игуменский корпус оставался бесхозным и брошенным.