БРАСОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ИСТОРИЯ ПУСТЫНИ НАЧАЛО 20 ВЕКА


  К началу ХХ века Площанская пустынь считалась одной из самых благоустроенных обителей России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала ведущее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культурного просвещения России, неся христианскую истину во всей ее чистоте и целостности.
  В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сложившегося к началу XIX века и органично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйственных построек, а также внутреннего убранства храмов.
  Вот каким во всей своей красе и величии представал перед паломниками славный Площанский монастырь в начале ХХ века.
  Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и располагавшемся прямо на станции. До Площанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества - благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была живописной и широкой.

История пустыни начало 20 века

  С правой стороны от старой дороги, за версту от обители, среди сосен, паломников встречала каменная часовня, возведенная на месте чуда от Казанской иконы на средства брасовского купца М.Е. Булгакова к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. Пройдя вдоль длинной каменной стены, огораживающей сад, паломник оказывался перед величественными каменными Святыми вратами обители, над которыми возвышалась небольшая церковь во имя Всех святых.
  Прекрасная старая липовая аллея вела к главному храму обители - огромному Казанскому собору с трехъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Справа от собора взору открывалась средних размеров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором - малая Покровская.
  Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у одноэтажного настоятельского корпуса. Чуть далее располагались каменное здание просфорни, двухэтажный, длиною более семидесяти метров братский келейный корпус на тридцать пять келлий. Там жила братия и там же были аптека и свечная мастерская. Неподалеку, ближе к восточной ограде, были выстроены ледник, квасоварня и бондарня с помещениями для келаря и его помощника и прочие хозяйственные постройки.
  Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней - кухня, а внизу - хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи.
  За восьмигранной водонапорной башней, высотой четыре сажени (8,2 метра) - деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монастыря, а рядом с домом был флигель казначея.

История пустыни начало 20 века

  В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на тридцать две келлии, а напротив собора - меньший братский корпус на двадцать келлий.
  На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.
  На дворе для рогатого скота - коровники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амбарами.
  В большом фруктовом саду находились три деревянных флигеля с мезонинами, в которых были пчельня, портняжная и сапожная мастерские и монастырская больница для братии на десять коек.
  За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, соединенная с монастырем длинной деревянной галереей. Часовня была украшена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озера были расположены деревянная маслобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохранения пойманной рыбы.
  К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с косарями. К плотине была пристроена монашеская купальня.
  Против Святых врат стоял гостиный двор мя приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пятьдесят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным двором был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с четырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастырском лесу находились дегтярный и кирпичный заводы. Лес охранялся полесовщиками, мя которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяйственными постройками.
  Старец и врач должны подавать больным, в тяжких нeдyгax просящих исцеления, крепость и здравие, а также всякую помощь, - это указание Типикона неукоснительно исполнялось монашествующими Площанской обители на протяжении всей истории ее существования. В монастыре издавна было установлено принимать, утешать и питать всех в него приходящих. В монастырской гостинице странники и странницы могли жить по неделе и больше, питаясь от трапезы, там подававшейся. Богомольцы и крестьяне, приходившие в обитель, всегда получали хлеб, квас и другую еду, а приезжавшие на гужевом транспорте, кроме питания для себя, получали фуражный корм для лошадей. По отчетам монастыря, за год выходило более пятидесяти тысяч бесплатных обедов для паломников.
  Десять палат монастырской больницы, рассчитанной на четырнадцать больных, были оборудованы голландскими кафельными печами и ватерклозетом. При больнице постоянно находился фельдшер, а при необходимости из волости вызывался доктор, которому монастырь платил жалование.
  В монастырских гостиницах, рассчитанных на девяносто человек, приют давался с обслуживанием и без всякой оплаты. Во всех церквях и часовнях, на молебнах, в свечной лавке, при раздаче белого хлеба и просфор стояли кружки для пожертвований, в которые богомольцы клали от своего усердия, кто сколько мог.
  В деревне Городище, в пяти верстах от обители, в ноябре 1900 года, из монастырского леса был выстроен корпус церковноприходской школы на 125 учеников и учениц. Школу монастырь обеспечивал всех необходимым.
  В епархиальных отчетах по отчислению денежных сумм на различные нужды как внутри губернии, так и за ее пределами, Площанская пустынь всегда была первой. Приведем лишь некоторые случаи благотворительности. Очень большие суммы, по шестьсот рублей в год, отчислялись в пользу Орловского епархиального женского училища.
  В 1881 году архимандрит Моисей жертвовал этому духовному учебному заведению и Орловской духовной семинарии тысячу аршин отборного холста. Более семисот рублей ежегодно шло на содержание духовных училищ и приютов, а также для лечения бедных лиц духовного звания. Значительные пожертвования оказывала обитель армии во время войн: русско-турецкой, русско-японской и Первой мировой, пересылая на фронт вещи, продукты, денежные средства. Отчислялись деньги и в Славянские благотворительные общества в пользу бедствующих семейств славян Боснии, Болгарии и Герцеговины. Настоятель и казначей Площанской пустыни обычно состояли членами уездного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов.
  В начале ХХ века было отослано на Кавказ в действующий военно-походный госпиталь полное священническое облачение и комплект богослужебных книг. Большие пожертвования отчислялись пострадавшим от стихийных бедствий: наводнений, голода и неурожая.
  С начала Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились монашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель, как всегда, радушно принимала в своих стенах этих несчастных людей и делилась с беженцами всем, чем могла. На поддержание лазарета для больных и раненых, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастырями епархии, отчисляла большие денежные средства.
  Для службы в передвижных госпиталях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромонаха. Через Севское уездное отделение Общества Красного Креста обитель посылала на фронт необходимые перевязочные материалы. Пустынь приняла на свои пастбища и стойловое содержание стада рогатого скота, закупленного для нужд армии.
История пустыни начало 20 века   В самый разгар войны, в 1915 году, настоятелем Площанской пустыни становится иеромонах Никодим (Спиридонов), родом из крестьян Тульской губернии. По окончании сельской школы он еще юношей пришел в обитель и был принят на попечение архимандритом Серафимом, у которого стал келейником. В 1907 году был пострижен в монашество, а через год последовали рукоположения в иеродиакона и иеромонаха, с назначением на должность казначея. Вскоре после назначения настоятелем он был возведен в сан игумена. Вступив на начальственную должность, отец Никодим принял самое деятельное участие в оказании помощи армии и народу.
  В этот грозный период русской истории духовная помощь обители выражалась, прежде всего, в глубокой, сердечной молитве ее насельников о даровании победы русской армии. Иеромонахи в своих проповедях разъясняли народу спорные и непонятные вопросы о войне и отношении православия к их долгу служения Вере, Царю и Отечеству.
  В сентябре 1915 года "Вестник военного и морского духовенства" опубликовал корреспонденцию "Нового времени" о героической кончине священника 289-го пехотного Коротоякского полка и благочинного дивизии, площанского иеромонаха Евтихия (Тулупова). Отряд, в котором служил отец Евтихий, был окружен неприятелем и контратакой пробивал себе путь к русским позициям.
  Маленький, с большой седой бородой, - писал корреспондент "Нового времени", - с лицом детской доброты и веры, отец Евтихий вышел с ротами из опушки леса, держа крест над головой, прошел под ожесточенным огнем неприятельской цепи и пошел далее. А за ним вперед побежали дpyгиe. Пуля противника ранила батюшку в плечо. Его тут же перевязали, и он опять пошел вперед, пока не упал навзничь, лицом к тому небу, в глубине которого, он верил, живет Бог и все Его святые.Отец Евтихий был награжден орденом святой Анны с мечами и бантом и представлен к награждению наперсным крестом на Георгиевской ленте. Посмертно за подвиг 9 июля отец Евтихий был представлен к ордену Святого Георгия 4-й степени.