БРАСОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ПЛОЩАНСКАЯ ПУСТЫНЬ 18 - НАЧАЛО 19 ВЕКА


  После отца Пафнутия строителем пустыни стал иеромонах Иоиль. Родом он был из окрестностей Орла, в миру назывался Кириллом Титовым, происходил из вольноотпущенных крестьян. По желанию своему двадцатилетним дьячком пришел он в монастырь, где в 1742 году был пострижен старцем Иоасафом и рукоположен во иеромонаха в следующем году. В ноябре 1758 года иеромонах Иоиль был утвержден строителем.
  В его строительство в 1764 году императрица Екатерина II издала указ об изъятии в казну церковных и монастырских имуществ. Поскольку у Площанской обители никогда не было крепостных монастырских крестьян, то практически отбирать было нечего, и указ Екатерины II о секуляризации монастырских владений лишь слегка задел обитель. По распределению монастырских штатов Площанская пустынь была определена как заштатная и оставлена на своем иждивении без казенного содержания с семью монашествующими в штате, однако фактически братии давно было более пятидесяти человек.
  В августе 1772 года обитель посетил Севский епископ Кирилл, юный келейник которого Гаврила Добрынин восторженно писал о Площанской пустыни: Благодатная пустынь, нельзя о тебе замолчать! Ты уединяешься в лесу сосновом и березовом, имеешь каменную церковь, довольное число келий, хотя деревянных, но покойных и теплых. Написанные на вратах твоих лики являют собою обитателей твоих, посвятивших себя уединению, с намерением трудиться для спокойствия дyшевного и для избежания сует мирских. Ты имеешь чистейшую воду речную и ключевую. Тебя от солнечного зноя осеняют деревья; тебя же они охраняют от свирепых ветров. Ты вмещаешь в себя до 60 человек, монашествующих и бельцов, именующихся братиями. Твой начальник, титулуемый строитель, тем только отличает свое начальство от рядовых братий, что он первый в молитве, в церкви, - где вечер, заутро и полудни благословляют Tocпoдa, - и первый на работе, где копают, сеют, садят и собирают плоды. Твоя чада вяжут мрежи, работают резцами и дрyгими орудиями. Они подносят посетителям прекрасно сработанные и окрашенные трудов своих пояски, блюдцы, тарелки; сплетенные искусно разных мер и величины корзины и прочее, не требуя за это вознаграждения и не подавая ни малейшего к тому вида желания, благодарны от всего сердца тем, что им дадут. Твой устав несет каждого, посещающего тебя, в общую трапезу, предлагает ему свой хлеб и все то, что сварено для братьев. А для отличного гостя начальник и братия не опасаются соблазна изготовить птицу, а если угодно, так и барана; хотя сами строжайше удалены от брашен сего рода, даже до того, что самые юные бельцы не соглашаются, ни под каким видом, нарушить сей добродетели воздержания. Часы на колокольне определяют время, положенное для молитвы и работ. Притекающие в твой храм истинные поклонники не находят в твоей огpaдe ничего оскорбляющего чистоту их сердечных расположений. Да будет слава и честь господину Апраксину, хранящему тебя в недрах своего владения!
  Благодаря этому воспоминанию мы можем себе образно представить положение дел в Площанской пустыни в период строителя Иоиля. Следует отметить, что он всячески способствовал монахам, скрывавшимся от духовных властей, избегать преследования за проживание в лесных скитах: давал документы, помогал им вещами и съестными припасами.
  Отец Иоиль управлял обителью на протяжении семнадцати лет, с 1758 по 1775 год, и скончался на 66-м году жизни в ночь с 13 на 14 ноября и на следующий день был похоронен в монастыре. Его трудами обитель повсюду славилась строгостью жизни монашествующих, внутренним уставом и старческим окормлением.
  Возглавивший Площанскую пустынь в 1777 году иеромонах Серапион был од ним из любимых учеников старца Иоасафа, пользовавшийся его уважением за беспрекословное послушание и воздержанную жизнь. Отец Серапион был хорошо образован и обладал редким даром рассудительности. Он в юности пришел в обитель из Сергиева Посада, прошел все монастырские послушания и сподобился пострижения от своего старца в августе 1746 года.
  Трудами отца Серапиона в монастыре было возведено множество новых построек, переоборудованы и подправлены старые. Так, над Святыми вратами отец Серапион построил каменную церковь во имя Всех святых, на сооружение которой получил храмозданную грамоту от Преосвященного Амвросия, архиепископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. Выстроенная церковь была освящена в 1783 году Преосвященным Дамаскиным, епископом Севским и Брянским. К Казанскому собору в 1787 году с северной стороны была пристроена ризница. Будучи рачительным хозяином, отец Серапион построил за версту от монастыря кирпичный завод для изготовления собственного кирпича (завод просуществовал более двухсот лет), проложил новые дороги - широкие и удобные, увеличил поголовье скота.
  В течение полугода в 1784 году отец Серапион был настоятелем Брянского Петропавловского монастыря с возведением в сан игумена, но в том же году был переведен обратно в Площанскую пустынь в том же сане.
  Преосвященный Амвросий очень любил подолгу беседовать с отцом Серапионом, которого очень ценил. Уже будучи перемещенным в Москву, Преосвященный прислал отцу Серапиону в знак своей любви к обители клобук Патриарха Филарета Никитича - благодетеля обители. На клобуке имелась надпись: Посылается сей Патриарший клобук от Преосвященного Крутицкого епископа Амвросия на благословение в Площанскую пустынь.
  Как человек опытный в духовной жизни, отец Серапион пользовался доверием и архипастырей (он был назначен первоприсутствующим в Севской Духовной консистории), и простых мирян, обращавшихся к нему за советом. Сохранились записки отца Серапиона, в которых он вспоминает своих великих учителей и духовных друзей: иеромонахов Антония, Тихона и Иоасафа, архимандрита Никодима, пустынника Ефрема. Благодаря этому мы имеем ценные данные об истории пустыни со времени прихода отца Прокопия на Площанский колодец вплоть до конца XVIII века.
  За тридцать лет начальства отца Серапиона Площанская пустынь достигла цветущего состояния, приводившего в восхищение паломников и богомольцев.
  На закате своей земной жизни, когда духоносному старцу отцу Серапиону было более девяноста лет, по причине преклонности лет и болезней он стал искать уединения, переложив на своего ученика иеромонаха Амвросия заботы строителя. Игумен Серапион мирно отошел ко Господу в 1807 году на 97-м году жизни. Он завещал братии похоронить себя рядом с отцом Иоасафом - учителем, наставником и руководителем своего спасения.