Престолы: Духа Святого Сошествия
Год постройки: начато между 1810-1813 годами - 1815. Действует.
Зимняя соборная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была построена в 1813-1815 годах на средства карачевских помещиков Веревкиных, с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была освящена в 1815 году при строителе иеромонахе Павле. Местночтимые иконы были украшены серебряными позолоченными ризами с драгоценными камнями.
Особо выделялся помещенный против правого клироса образ Всемилостивого Спаса, подаренный царем Михаилом Феодоровичем из царских палат в благословение отцу Прокопию. На иконе была сребропозлащенная риза чеканной работы, имевшая в венце четыре драгоценных камня в сиянии одиннадцати мелких камней. На ризе была выбита следующая надпись: Сооружена риза сия на образ Всемилостиного Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолюбивых подателей при строителе сей пустыни игумене Серапионе в 1798 roдy 14 февраля; весу в ней 10 фунтов.
Не менее славился список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, тоже в сребропозлащенной ризе весом 9 фунтов 44 злотника. Эту ризу при строителе Иоиле устроили монах Иона и господин М.А. Тараканов. Короны же на Спасителе и Божией Матери были серебряными и инкрустированы горным хрусталем.
В Феодоровском приделе находилась местная икона Богоматери. Икона эта была врезана в доску другой иконы, на ризе которой сверху было написано: Коронование Божия Матери, а внизу: Чудесное принесение образа Феодоровския Богоматери святым великомучеником Феодором Стратилатом.
В этом же храме находился список Казанской иконы Божией Матери, пожертвованный на устроение храма госпожой Неклюдовой из Каменец-Подольска в 1814 году.
Один из лучших в области образцов монастырского культового зодчества первой трети 19 века представляет собой бесстолпный однокупольный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся своеобразной композицией. Основной объем - сильно вытянутый по поперечной оси двусветный четверик с крупным полукруглым равновысоким алтарем - украшен на торцах портиками с фронтонами; над его центром поставлен мощный цилиндрический барабан с куполом, прежде завершенным маленькой главкой. К обширной квадратной в плане трапезной примыкает с запада невысокая колокольня в два яруса: нижний четверик с закругленными углами несет глухой цилиндр с купольной кровлей, над которой возвышается шпиль.
В строгом и нарядном декоре фасадов главную роль играют портики храма с шестью композитными, сдвоенными по краям полуколоннами, имеющими необычного рисунка капители с волютами, листьями и гирляндами. Портики повторены в меньшем масштабе и с иным положением колонн (сдвоены средние) в центре боковых сторон трапезной. Мотив парных колонн использован также в убранстве нижнего яруса колокольни, а парные пилястры украшают ее верхний ярус, апсиду храма и барабан с лепными гирляндами над окнами. Под лишенными обрамлений окнами здания помещены плоские прямоугольные ниши, а над ними - круглые, вместо которых в портиках устроены круглые проемы второго света. От первоначальных росписей в тимпанах фронтонов и внутри портиков сохранились незначительные фрагменты.
Внутри квадратная в плане центральная часть храма перекрыта более поздним сомкнутым сводом, полностью отделившим барабан с куполом. Широкие арки связывают ее с боковыми частями, имеющими, так же как трапезная и апсида, плоские перекрытия. В нижнем четверике колокольни слева от входа расположена лестница на второй ярус. От прежнего убранства интерьера остались фрагменты настенных клеевых росписей (ныне частично забелены).