Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, так и новорожденному в духе ... существенно нужны ... пестун и пестунство, руководитель и руководство ... надобно покоряться человеку, ради Бога, как Богу, - так писал о значении старчества святитель Феофан Затворник. Начавшее распространяться вместе с зарождением иночества старчество утвердилось во всех обителях Фиваиды (Северный Египет) еще в III веке по Рождестве Христовом и в дальнейшем особенно процветало на Афоне.
В Россию старчество, как образ духовного руководства, пришло с принятием в Х веке христианства. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские были на Руси одними из первых насадителей этого духовного установления, получившего распространение в других монастырях. Однако к XV веку традиция старческого окормления ослабевает, и вплоть до XIX века не вводилась в уставы обителей.
Возрождение традиции старчества связано с именем настоятеля Нямецкого монастыря в Молдавии преподобного Паисия (Величковского). Старец Паисий, проведя семнадцать лет на Афоне и в совершенстве овладев греческим языком, привез в Молдавию свои переводы писаний святых отцов Церкви из греческого "Добротолюбия". Однако многими монашествующими это новое, а по существу - древнее, святоотеческое учение об откровении помыслов, о непрерывной Иисусовой молитве, о светлом духовном памятовании о Христе было встречено с враждебностью и непониманием. Жизнь старца Паисия и его учеников была полна скор6ей, тягот и унижений: их обвиняли в ереси, прельщении, не давая возможности донести до русского монашества святоотеческую истину. Носителей древней традиции старческого окормления изгоняли из монастырей и скитов до Валаама и далее. Но со временем многими трудами учеников старца Паисия основанием монастырской жизни в русских монастырях становится умное делание и старческое руководство.
Истинной "школой" монашеского делания считали Площанскую пустынь многие иерархи Русской Православной Церкви. Начиная с грека строителя Прокопия можно говорить почти обо всех строителях пустыни как о настоящих старцах. Такими были строители отец Антоний (1690-1715), отец Тихон (1725-1741), отец Иоасаф (1741-1767), отец Пафнутий (1746 - 1758), отец Серапион (1778-1807), а также иеромонахи Варнава, Адриан и Иона. Вдали от суеты мирской, в затерявшейся среди брянских лесов святой обители в разные годы подвизались легендарные старцы - ученики и последователи преподобного старца Паисия (Величковского), такие, как схимонах Афанасий (Захаров), иеромонах Василий (Кишкин), святитель Игнатий (Брянчанинов), Лев и Макарий Оптинские, преподобный Феодор Санаксарский. Бывали в обители митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), митрополит Санкт-Петербурrский и Ладожский Серафим (Чичагов), священномученик епископ Макарий (Гневушев), подвизался прозорливец и мученик Герман. После кончины отца Прокопия в 1644 году строителем Площанской пустыни был один из его учеников, имя которого до нас не дошло. Его сменил отец Питирим. В 1690 году строителем Площанской пустыни становится отец Антоний (1690 - 1715). Родом он был из Болхова, сын диакона, иноческий постриг принял в Николо-Одринском монастыре. Сей строитель Антоний, - повествуется в рукописном описании Площанской пустыни, - сказывал своему ученику иеромонаху Тихону, что он неоднократно видел Божию Матерь в церкви во время Акафиста, посещавшую сие место, и говорил ему: "Верую Матери Божией, что после Нея будет на сем месте великая обитель на прославление имени Божия". Смирения ради иеромонах Антоний в 1715 году оставляет строительское место и удаляется для принесения своих обетов в Одрин монастырь на покой, где его, годы спустя, в мае 1734 года ожидала лютая мученическая смерть от рук напавших на монастырь разбойников. Строитель Площанской пустыни отец Антоний оставил о себе память как прозорливец, на несколько столетий вперед предвидевший будущее процветание обители. Между тем, со времени правления Петра I, который в пылу реформаторских преобразований упразднил институт Патриаршества, власть стала смотреть на монахов как на людей, поедающих чужие труды и производящих забобоны, ереси и суеверия. Указом царя-реформатора в 1703 году было запрещено строить новые монастыри, а в 1723 году император подписывает указ, запрещающий постриги в монастырях, а на освободившиеся места повелевает определять отставных солдат и калек, больных, нищих и сумасшедших. Монастыри и пустыни, где было менее тридцати человек братии, указывалось объединять в один. Строгим и пунктуальным исполнителем императорских запретительных указов явился архимандрит Севского Спасского монастыря Варлаам, в 1724 году приказавший вывести всю монашескую братию из Площанской пустыни и произвести изъятие монастырской утвари. Хлеб и скот были вывезены из монастыря в 1725 году. Архимандрит Варлаам добился объединения Площанской пустыни и Борщовской, которой на ту пору управлял строитель Тихон (Игнатьев), родом из Болхова, купеческого звания. В документах отец Тихон называл себя так: иеромонах Тихон, строитель Борщевский и Площанский. В 1725 году отец Тихон был назначен в Площанскую пустынь строителем, в ней по-прежнему, несмотря на запретительные указы, проводились редкие постриги в монашество. Будучи человеком незаурядного ума, предприимчивым и рачительным хозяином, он бросает вызов архимандриту Варлааму и вступает на путь многолетней борьбы за восстановление справедливости. Приступив к управлению монастырем, отец Тихон незамедлительно подает челобитные в Московское Дворцовое управление, жалуясь на нападки и гонения Варлаама и на бесчинства местных крестьян, самовольно занявших монастырские земли. Высшая власть назначила для разбирательства дела управляющего канцелярией Комарицкой волости господина Чичерина. По прибытии в пустынь он произвел следствие, в результате которого справедливость восторжествовала. Прежний гонитель Площанского монастыря Варлаам был переведен из Севска в Московский Иосифо-Волоколамский монастырь, монастырское имущество было возвращено, удержаны деньги, полученные от продажи хлеба и скота. Со временем Борщовская пустынь стала приписной к Площанской. Указом императрицы Анны Иоанновны от 27 марта 1731 года подтверждалась передача всей земли, пожалованной еще царем Михаилом Феодоровичем, в вечное владение Площанской пустыни. Только совершенное покорение себя воле Божией и твердое упование на заступничество Царицы Небесной, имени Которой посвящена обитель, позволили отцу Тихону преодолеть все встреченные им препятствия и начать восстановление монастыря. Управлял обителью отец Тихон в течение шестнадцати лет и на 70-м году жизни, после тяжкой болезни, мирно отошел ко Господу в 1741 году. В своих наставлениях к монашествующим этот подвижник благочестия особое внимание уделял стяжанию смирения, терпения, рассудительности и любви к ближнему.