Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, постриженника Киево-Печерской лавры иеромонаха Прокопия. Это событие отражено в "Ведомости о состоянии Богородицкой Площанской общежительной пустыни Орловской епархии за 1878 год", составленной архимандритом Моисеем: "Основателем вновь оной пустыни был иеромонах Прокопий, пришедший из Киева с двумя монахами не известных имен и фамилий, а о нем только известно, что из poдa греков, постриженец Киево-Печерской Лавры. Отец Прокопий, возблагодарив Создателя и Приснодеву Марию за удивительной красоты уединенную местность, Божиим Промыслом предназначенную для его спасения, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришедшие вместе с отцом Прокопием в пустынь монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для совершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители". Истовые труды насельников по восстановлению святой обители на прежнем месте встретили жесткое сопротивление некоторых пришлых жителей, самовольно осевших на бывших монастырских землях. В те годы окраинные русские земли привлекали к себе искавших счастья беглыx - гулящих людей. Об этом весьма болезненном для государства процессе самовольной колонизации историк Н.И. Костомаров пишет: "Земля Северская, земля преимущественно украинная, заключала много в себе казацкого, противного тому, чего хотела государственная власть. В украинных городах было убежище всего, чего не уживалось в центре России и старых ее областях. Туда укрывались беглые холопы и крестьяне, недовольные произволом помещика, приказчика или мира, не хотевшие платить поборов посадские, не желавшие служить дети боярские. Tуда ускользали сделавшие преступление и ожидавшие казни, самые служилые люди посылались туда в виде наказания".
Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в 17 веке становилась все более населенной пришлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притеснения со стороны крестьян вынудили отца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возобновление древней обители и построение святого храма, на которое создание, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.
На благословение новосозидаемой обители Государь промыслительно даровал две иконы из своих царских палат - Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери - Заступницы Земли Русской в недавнее, горькой памяти Смутное время.
По монастырским преданиям отец Прокопий, возвращаясь из Москвы с бесценными дарами от царствующего рода Романовых, стал свидетелем события чудесного. Как пишет монастырская летопись, от усталости "старцы сидоша подле большой сосны и воздремаша на мгновение, и отверзоша очи, и видеша икону на сосне, сияющую яко солнце. И со слезами сотвориша молитву, и получиша паки икону". Урочище, получившее с тех пор название "Святая сосна", находится в одной версте от монастыря, недалеко от обочины дороги, ведущей в Брасово.
Ревнуя о спасении своей души и славе Божией, отец Прокопий с помощью иноков сразу же по возвращении из Москвы строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на указанном Богородицей месте. Иноки перенесли в новую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Матери, дарованные царем иконы и резной образ святого Николая. К церкви был пристроен придел во имя Святителя Николая.
Направляемые Заступницей усердной в Площанскую Богородицкую пустынь ищущие спасения богомольцы нередко оставались здесь навсегда для несения иноческих подвигов.
По внушению лукавого крестьяне, самовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестьянин Рыбальский, по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокостью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им расправой, глумясь над верой православной и монастырскими святынями. Дабы положить конец беззаконию, отец Прокопий вновь держит путь в Москву и обращается за помощью к Государю.
Государь Михаил Феодорович передал в вечное владение на пропитание обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен. (Десятина равна 1,08 га, сажень - 213 см. В общем 2856,6 га и 315 кв. м.) По возвращении из Москвы отец Прокопий незамедлительно приступил к благоустроению Площанской пустыни. В монастыре были возведены необходимые хозяйственные постройки, приобретены ризы, книги, священные сосуды и другие церковные принадлежности, построены братские келлии. Иноки монастыря начали осваивать обширные земельные угодия, царской властью отныне навечно закрепленные за Площанской святой обителью.
Возобновитель Площанского монастыря, его первоначальник и строитель Прокопий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, И был погребен в алтаре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.