Наступившая Великая смута, в виде самозванщины, - пишет русский историк В.В. Лазаревский, - имела в нашей истории значение истребительного пожара - испытания русского народа и его созданий огнем. Этот пожар своим всепожирающим пламенем уничтожил не только нечистое, но и чистое и оставил от многовековой России и Москвы только одни развалины, на коих готовились строить новое, уже не русское здание поляки. Но под углем и пеплом разрушения таились живые и зиждительные силы, кои поднялись на пожарище, чтобы изгнать из Русской земли ее новых хозяев-властителей, чтобы восстановить Русское государство, его столицу, весь наш быт. Нужно ли говорить, что эти силы заключались в русской народности и в нашей вере православной ?
Против иноземных захватчиков возвысил свой голос священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. В составленных им и разосланных по всей Руси грамотах он призывал народ русский на защиту отечества и веры православной. Грамоты эти воскресили Русь, ополчив ее на врагов, воздвигли и гражданина Минина, и князя Пожарского, и их сподвижников.
Подвигом мученичества за веру и отечество увенчалось высокое служение и подвижническая жизнь Патриарха Ермогена. Святый Патриарх Иермоген, новый исповедник, пас Церковь Божию пять лет, согнан с престола от панов и от русских изменник, и посадиша в темницу, и умориша. Но умирая от голода в подземелье Чудова монастыря, святой мученик оставался светел и неколебим душой, призывая народ восстать за Русь Святую и веру православную. Его благословение надежнее кованых доспехов защищало ополченцев.
Вместе с грамотами Патриарха Ермогена ходили по всей Руси Троицкие грамоты, составленные архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дионисием и келарем Авраамием Палициным.
Как поведал архимандриту Дионисию организатор и предводитель ополченцев Козьма Захарьевич Минин, в 1611 году перед ним, нижегородским купцом и земским старостой, трижды являлся в сонном видении печальник и молитвенник Земли Русской, ее святой игумен преподобный Сергий Радонежский, повелевая собирать казну и людей и вести войско на Москву. Не сразу решился Минин исполнить это повеление. В третий раз явившись Минину, Троицкий игумен был неумолим и грозен, сказав: "Для того, чтобы ты удостоверился в истинности этого видения, нашлю на тебя болезнь". И действительно, тяжко заболел Минин, а по каявшись и обретя прежнее здравие, обратился к народу с Воззванием, призывая встать на защиту Московского гocyдapcтвa и истинной веры православной. Во главе народного ополчения вместе с воеводой князем Димитрием Пожарским повел он войско на Москву против постылыx оккупантов.
Тем временем горячо молился в своем затворе преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский. Открыто ему было заранее, что войдут в Москву интервенты и будет она сожжена, но победа придет в стан русских воинов. Он посылает князю Пожарскому свое благословение и просфору, наказывая передать ему такие слова:"Увидите славу Божию".
Народное ополчение подошло к Свято-Троице-Сергиевой Лавре 18 августа 1612 года, в тот самый день, когда 232 года назад, в 1380 году, преподобный Сергий благословил святого благоверного великого князя Московского Димитрия Донского на Куликовскую битву. Теперь воинов благословлял преподобный Дионисий, Троицкий архимандрит. В течение многих часов проходили перед ним ряды ополченцев, и каждого воина он благословлял на священную брань за Отечество крестом и окроплял святой водой.
22 октября 1612 года преподобный Сергий Радонежский явился томившемуся в Кремле в польском плену греческому архиепископу Арсению, прибывшему в Москву с греческим митрополитом Иеремией, и сказал: Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: заутро Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена. Эту радостную весть удалось передать русскому войску. Перед решающей битвой за Москву отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Чудотворная Казанская икона Царицы Небесной была обретена в Казани в 1579 году. В ту пору Патриарх Ермоген служил там священником при церкви Николая Гостинского: "Мне же тorдa в чину поповства святого Николы, иже зовется Гостин". "Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленная смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594 год), месяца июля в 8 день" - яркое документальное свидетельство очевидца и участника этого великого события в истории Русской Православной Церкви. Было же так, - повествует Патриарх Ермоген, - в год 7087 (1579) при Державе благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичах князе Иоанне Иоанновиче и князе Феодоре Иоанновиче ... месяца июня в 23 день в память святой мученицы Агриппины был пожар в новопросвещенном гpaдe Казани по прошествии двaдцати шести лет от завоевания города. Невиданной силы пожар уничтожил тогда почти все постройки в Казани. Не пощадил он и дом стрельца Онучина, малолетней дочери которого Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела девочке оповестить жителей Казани о том, что под развалинами одного из сгоревших домов, на пепелище, находится Ее икона.
Девица Матрона начала копать на месте, где была печь, также и другие с нею, и выкопала немногим более двух локтей. О чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Oдигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом ... Я же, будyчи недостойным, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному образу, взял его с дeревянной подставки, подложенной на том месте, где была в земле та чудная икона. По повелению архиепископа народ пошел с нею и с прочими святыми иконами и честными крестами в ближайшую церковь святого Николая Тульского. И там по совершении молебного пения архиепископ со всем освященным собором и воеводами, со всем множеством православных мужей вместе с их женами и детьми, идyщих вослед святых икон, пошли во град с новоявленной чудотворной иконой ... Я по повелению архиепископа ради такого множества народа медленно шел с чудотворной иконой, и теснящийся народ не мог отклонить меня ни направо, ни налево, по тому что нес я пречудный и чудотворный образ Носящего всю тварь и Его Богоматери.
От иконы сразу же стали совершаться дивные чудеса исцеления. На месте обретения иконы Царицы Небесной был возведен Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а впоследствии и игуменией обители становится инокиня Марфа, в миру - Матрона Онучина. В память обретения иконы в 1579 году установлено празднование Казанской иконе Божией Матери 8/21 июля.
В 1904 году чудотворная икона была похищена из Богородицкого монастыря, и о ее дальнейшей судьбе нет достоверных сведений.
Явленный в Казани чудотворный образ Божией Матери - это список с иконы, написанной апостолом Лукой и хранившейся во Влахернском храме в Константинополе.
В год обретения чудотворного образа с него был сделан список для царя Иоанна Васильевича Грозного и отправлен в царствующий град Москву. В Смутное время с Казанской иконы был сделан еще один список, который и был передан ополченцами князю Пожарскому.
После трехдневного поста и молебна перед чудотворной иконой, призвав на помощь Царицу Небесную, 22 октября/ 4 ноября ополченцы приступом взяли Китай-город. Вместе с русскими ратниками в Китай-город вошла Казанская икона Божией Матери. В честь этого события установлено празднование иконе Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября.
Польские гарнизоны полностью капитулировали, и 25 октября/7ноября под перезвон колоколов Народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и князем Пожарским, несшим икону Царицы Небесной впереди войска, вошло победителями в Московский Кремль.
Так Божие Провидение по молитвам Пресвятой Богородицы и русских святых спасло Россию от гибели в тяжкую годину Великой смуты. Созванные в Москву из всех городов уважаемые люди на великий Земский Собор единодyшно и, безусловно, добровольно решили восстановить прежнюю власть царя-самодержца ... Выбор остановился на роде, близком уже прежде к царскому престолу - бояр Романовых ... 21 января 1б13 года был подписан акт избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, коему предназначено было основать национальную династию и восстановить разрушенное до основания Русское государство.