Престолы: Василия Великого
Год постройки: Между 1778 и 1780. Действует.
В окладных книгах Патриаршего казенного Приказа с 1628 года отмечается церковь Святого Василия Кессарийского. В 1727 году была воздвигнута вместо обвалившейся новая церковь в честь Святого Николая (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 223, лист 78). Церковные летописи села Брасова сообщают, что каменная церковь устроена в 1720 году. Каменная церковь Василия Великого заложена в 1778 года на средства флигель-адъютанта полковника Киевского пехотного полка С.С. Апраксина вместо прежней, деревянной. Закончена в 1780-х годах. Строил ее, согласно тексту закладной доски, А. Морозов - крепостной архитектор графа Ф.А. Апраксина. Прежняя деревянная церковь перенесена в соседнее село Алешанку (Александровское). Придельных алтаря два: с правой стороны в честь Архидиакона Стефана, с левой стороны во имя Святого и Чудотворца Николая. Столько же приделом было и в прежнем храме. Колокольня каменная. В селе есть часовня, построенная из материала от разобранной церкви села Гладское. Метрические книги в церкви с 1817 года. Земли 72 десятины (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 222, листы 5, 28-30; ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 223, листы 32, 78). Метрические книги: 1817-1825, 1825-1833, 1837-1840, 1860, 1862, 1891-1893 годы. Документы о закрытии церкви ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 412, лист 458; ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 481, лист 63). В 1960-1990 годы не действовала.
***
Комарицкая волость. Чемлижской стан.
Василия Кесарийского в селе Брасове дани 15 алтын 4 деньги, десятильничих и заезда 2 алтына 2 деньги.
186 года, а по переписным книгам из Трубчевска Чолнского монастыря строителя иеромонаха Маркелла записано - дани рубль 4 деньги; 1746 года - рубль 42 копейки.
1727 года генваря 23 села Брасово церкви Василия Кессарийского поп Емельян Иванов в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писал: в прошлом 205 году по данному указу из Духовного Приказу в Комарицкой волости построена церковь во имя Василия Кессарийского и в той церкви отправляю я Божественное пение по сей 727 год, а ныне во оной церкви за ветхостию службы служить не возможно, а без указу оную церковь вновь перестроить не смею, и чтоб повелено было оную ветхую церковь перестроить вновь же и освятить архимандриту Илариону Спасова монастыря и ко оной же церкви приделать придел Николая чудотворца теплую и о строении той церкви и о поколебении трапезы дать указ, чтоб за тем той церкви Комарицкой волости приходским людем и в церковных потребах какой нужды не было, а церкви б не быть впуст и прошу о сем решение учинить.
В Синодальном Казенном Приказе выписано: в окладной ... приходной книге сего 727 года в Севской десятине написано: церковь Василия Кесарийского в селе Брасове а в Писцовых Севских книгах вышеписанной церкви ненаписано, а в переписных книгах 185 года у оной церкви написано: 2 двора поповых, в приходе 74 двора, пашни церковныя 8 десятин в поле, а в-ж, сена 20 копен, а в переписных же книгах 703 года у оной церкви написано: двор попов, 2 двора причетниковых, в приходе 62 двора, пашни церковныя 8 десятин в поле, а в-ж, сена 20 копен.
Подписано: "1727 года генваря 31 дня дать указ о строении и освящении."
Отмечено: указ дан.
1733 года февраля 24 вышеозначенный поп Емельян Иванов в Синодальный Казенный Приказ доносил, что по данному в 1727 году указу настоящая церковь Василия Кессарийского и придел Николая чудотворца построены и всяким церковным благолепием и святыми иконами убраны и настоящая церковь Василия Кессарийского по отбытии из Севска Спасского монастыря архимандрита Илариона на старом антиминсе освящена онаго ж монастыря архимандритом Варлаамом, а придел Николая чудотворца за неимением антиминса и по ныне не освящен и просил выдать для освящения того придела освященный антиминс.
Подписано: 1733 года февраля в 28 день по сему прошению выдать освященной антиминс и записать в книгу.
"Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы", Москва, 1904 год.
***
Севского уезда села Брасова дьякон Стефан Сильвестров определен в число служащих при орловском архиерейском доме, с поступлением в монашество, согласно его желанию. Рукоположен во дьякона студент орловской семинарии Георгий Славский и определен для исправления дьяконской должности к церкви села Брасова севского уезда, впредь до рукоположения его во священника к церкви села Лобанова дмитровского уезда, на место протоиерея Медведева.
"Орловские епархиальные ведомости", № 5, № 18, 1865 год
***
Определен помощником благочинного по ведомству священника Николая Раевского села Брасова священник Сергий Троепольский.
Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1867 год.
***
Умер севского уезда села Брасова священник Сергей Троепольский.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1867 год.
***
Рукоположен во священника окончивший курс богословских наук Феодор Третьяков в село Брасово севского уезда.
Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1868 год.
***
Рукоположен во священника студент орловской семинарии Александр Сошин в село Брасово севского уезда. Рукоположен во диакона бывший воспитанник семинарии Дмитрий Архангельский в село Брасово севского уезда.
Орловские епархиальные ведомости, № 1, 1869 год.
***
Указом Святейшего Синода, от 31 декабря 1868 года, за № 3851, дано знать орловскому eпaрхиальному начальству, что по ходатайству оного назначена пенсия севского уезда села Брасова заштатному священнику Василию Макарьеву, с 18 октября того же года, из севского казначейства, 90 рублей в год.
Орловские епархиальные ведомости, № 3, 1869 год.
***
О награждении Преосвященным Аполлосом, Епископом Севским и Брянским, по рекомендации генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина, священно-церковно-служителей села Брасова, Севского уезда, за противодействие мятежу крестьян, в 1797 году.
1) "Священнику Михаилу (Матвееву) быть протопопом. 2) Священнику Андрею (Вандорскому) дать набедренник. 3) Диакону (Федору Иванову), поелику вдов, священником быть не можно, а в награждение иметь ему пред всеми диаконами, кроме соборных и учителей, первенство. 4) Дьячку Ивану (Матвееву), понеже двоеженец, священником быть не можно. 5) Дьячку Ефиму, понеже также двоеженец, объявить в Консистории одобрение за добропорядочные поступки, с прописанием чего дать им, диакону и двум дьячкам, из Консистории с засвидетельствованием указы. 6) Пономарю Луке (Иванову) просить на священническое место в село Петрилово или в другое. 7) Пономарю Максиму (Андрееву) просить на место диаконское в село Колошичи, или куда по желает". Резолюция от 31 июля 1797 года.
Орловские епархиальные ведомости, № 4, 1872 год.
***
По определению Епархиального Начальства, состоявшемуся 14 марта сего года, награжден набедренником священник Севского уезда села Брасова Николай Гаврилов.
Орловские епархиальные ведомости, № 8, 1874 год.
***
По приговору прихожан Васильевской церкви села Брасова Севского уезда, состоявшемуся 25 ноября 1873 года и утвержденному Его Преосвященством 7 октября 1874 года, вновь открыто при означенной церкви приходское попечительство, в состав коего, сроком на три года, избраны: председательницею Действительная Статская Советница Александра Михайловна Апраксина и членами оного: крестьяне собственники: села Брасова Василий Федотов Иванчиков, Василий Иванов Безшабашнов, Федор Ильич Агеев, Фрол Иванов Овчинников, Василий Ефимов Лексютин, деревни Сныткиной - Иван Григорьев Безгладинков, Николай Гаврилов Казаков и деревни Разсошки Максим Никитин Лахмоткин и Петр Трофимов Гришаев.
Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1874 год.
***
Указом Святейшего Синода, от 30 апреля 1875 года за № 1158, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства онаго, в 12-й день апреля сего года, Всемилостивейше удостоен награждения знаком отличия, по Орловской епархии, за службу по духовному ведомству: скуфьями священник Севского уезда села Брасова Николай Гаврилов.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1875 год.
***
Умер Севского уезда села Брасова заштатный священник Василий Макарьев.
Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1875 год.
***
Помощнику церковного старосты Севского уезда села Брасова крестьянину Василию Иванчикову, за ревностное и долговременное прохождение должности, объявлена признательность Епархиального начальства, а церковному старосте села Брасова, его превосходительству Виктору Владимировичу Апраксину, за пожертвование им 750 рублей на устройство иконостаса в приходской церкви и вообще за усердие и полезную деятельность для церкви в селе Брасове, объявлена Архипастырская Его Преосвященства признательность и благодарность.
Орловские епархиальные ведомости, № 15, 1876 год.
***
Список священнослужителей, удостоенных в 1-й день апреля 1879 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству, по Орловской епархии: камилавками, от Святейшего Синода выдаваемыми: Севского уезда села Брасова священник Николай Гаврилов…
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1879 год.
***
Умер сверхштатный причетник села Брасова Севского уезда Семен Истомин.
Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1880 год.
***
Список лиц духовного звания, кои за службу по духовному ведомству награждаются Святейшим Синодом ко дню св. Пасхи в 1883 году: … наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, севского уезда церкви села Брасова священник Николай Гаврилов.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1883 год.
***
Умер диакон, состоящий на вакансии псаломщика, села Брасова, Севского уезда Дмитрий Архангельский.
Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1884 год.
***
Воспитанник Орловской духовной Семинарии Константин Диомидов рукоположен во диакона в село Брасово Севского уезда.
Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1888 год.
***
Воспитанник 2-го класса Орловской Духовной Семинарии Феодор Вознесенский определен псаломщиком в село Брасово, Севского уезда, для испытания на 6 месяцев.
Орловские епархиальные ведомости, № 5, 1890 год.
***
Один из немногих сохранившихся усадебных храмов Брянщины в стиле раннего классицизма, с уникальной закладной доской в интерьере. Кирпичное и оштукатуренное здание к настоящему времени утратило завершение купола и верхние ярусы колокольни. Его крупный квадратный в плане основной объем с сильно скругленными углами завершен в центре мощным барабаном со сферическим куполом, прежде увенчанным небольшой главкой. Ризалиты в центре восточной и западной сторон нарушают центричность композиции; продольную ориентацию усиливает примыкающий к последнему четверик (нижний ярус колокольни).
Боковые фасады украшены четырехпилястровыми тосканскими портиками с триглифным фризом и карнизом с сухариками. Более простой антаблемент в завершении остальных стен, скругления которых ранее акцентировались рустовкой (ныне скрыта штукатуркой). Высокие прямоугольные окна с рамочными наличниками упрощенного барочного рисунка и досками над ними заглублены в ниши. Четверик коло кольни имеет арочные проемы, барабан - восемь прямоугольных окон.
В интерьере выделяется высокое и светлое подкупольное пространство храма с оригинальными парусными тромпами и круглым проемом в центре купола. Широкими и низкими арками оно связано с перекрытыми коробовыми сводами боковыми частями, где размещались приделы с оригинальными сводчатыми апсидами в четверть круга. Прямоугольный алтарь с лотковым сводом открыт в храм тремя проемами, а в апсиды приделов - одним; такой же свод у трапезной. Нижний ярус колокольни между устоями имеет коробовые своды, а в центре - крестовый. Внутри северо-восточного устоя расположена круглая винтовая лестница, которая вела к ярусу звона.
В куполе сохранилась классицистическая роспись 19 века орнаментально- геометрического рисунка. В трапезной на стене укреплена закладная доска, в тексте которой названы зодчий, заказчик и время начала строительства храма. Это единственный известный подобный пример в Брянской области.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область", 1985 год.